Жил-был аммонит…

<p>В Музее геологии Центральной Сибири знают, откуда есть пошла Земля</p>

Жил-был аммонит… <p>В Музее геологии Центральной Сибири знают, откуда есть пошла Земля</p>


«Жил-был головоногий моллюск аммонит, а потом он умер. Раковину его заполнил песок, образовалось каменное ядро, потом раковина растворилась, а скелет моллюска заместился пиритом. И получился вот такой вот блестящий скелет», – так просто, как будто сказку на ночь, рассказывает заведующая отделом экспозиционно-экскурсионной работы Ольга Якунина о сложнейшем геологическом процессе. Побывав однажды в музее геологии, понимаешь: геология – это не скучные холодные камни под стеклом, а множество занимательных историй.

В поисках Ангариды

Кстати, в середине прошлого века в Средней Азии в пещере Каратау нашли «золотой» скелет человека. Это тоже продукт того же самого процесса геологического замещения. Кости человека постепенно сменились пиритом, который исследователи из-за его яркого блеска часто называют «золотом дураков». В музее геологии «золотой» скелет не хранится, хранятся лишь пиритовые аммониты, но и этого хватает, чтобы поразить воображение посетителей. Всего же в музее за 15 лет его существования собрано около 9 тыс. экспонатов, из них около 3 тыс. – это каменный материал. Мы попросили Ольгу Фридриховну показать самое ценное.

– Музей геологии – это хранитель доказательств истории развития планеты. Считается, что наша планета зародилась 4,5 млрд лет назад, у нас же есть образцы, которые свидетельствуют о том, что было с Красноярским краем 400 млн лет назад.

Ольга Фридриховна показывает нам пластину с четким рисунком растений.

– Это отпечатки эндемиков, растений, которые существовали локально на какой-либо территории. Конкретно этот был найден в Изыхском угольном разрезе в Хакасии, ему около 300 млн лет, а вообще их обнаруживали на берегах реки Ангары. Эти образцы позволили установить, что Сибирская платформа, на которой расположен наш край, когда-то была материком Ангаридой. Иначе бы такие эндемики мы находили по всей территории России, к примеру.

Удалось установить, что Ангарида появилась в результате распада более крупного материка в силурийском периоде – это примерно 400 млн лет назад. Омывалась она морем Тетис – это доказывают находки древних ископаемых. Ангарида обошла Землю и встроилась в континент Евразия. В 1980-х годах иркутский ученый создал даже карту Ангариды, а сегодня осторожно высказываются предположения, что по некоторым ископаемым можно построить карту предполагаемых месторождений алмазов.

После отпечатков эндемиков Ольга Якунина показывает нам кусок песчаника с широкими, как бы вдавленными, полосками. Так отпечатался лепидодендрон – древнее дерево, широко распространенное по всей планете. Погибая, эти деревья становились источником образования каменных углей – богатства, без которого сложно представить жизнь современного человека. Лепидодендроны часто находят в Красноярском крае, особенно на побережье водохранилища. Там же можно встретить и кости древних носорогов, при большой удаче – даже мамонтов.

Особенность музеев геологии – исключительно «живые» экспонаты. Здесь только то, что создано природой: самоцветы, кости, куски пород, образцы полезных ископаемых и древних растений. В красноярском музее всего лишь несколько экспонатов-копий. Это динозавры и зародыши динозавров – единственный найденный в крае динозавр Юрашка экспонируется в краеведческом музее.

– Копии динозавров очень натуралистичны и всегда привлекают внимание посетителей, особенно детей, – поясняет Ольга Якунина. – Тем более что это не абы какой динозавр. Он был найден на берегу реки Вятки в пермском захоронении динозавров примерно в 30-х годах прошлого века. До этого времени считалось, что на территории России (тогда СССР) динозавры не водились вообще.

В царстве камня

Большой восторг у детей вызывают большие камни. Два огромных аметиста завораживают и удивляют любого, способного удивляться. Пользуясь тем, что посетители в ступоре, Ольга Фридриховна выдает им множество полезной информации:

– Минералы – это простейшие единицы каменного мира. Известно их сегодня около четырех тысяч. Самая большая группа – оксиды, возглавляет ее кварц. Он многолик. Если окрашивается в фиолетовый цвет, получается аметист. Горный хрусталь – это тоже разновидность кварца, черный называется морионом, дымчатый – раухтопазом, зеленоватый – цитрином. Агат тоже создается группой кварцевых минералов, он состоит из наслоений опала, сердолика, кремния. И у всех этих очень разных по виду камней одна химическая формула – SiO2.

«Каменная» коллекция музея состоит в основном из привозных экспонатов: Бразилия, Африка, США… Наш край, к сожалению, не богат самоцветами. Встречаются топазы, кварцы, аметисты, рубины, целестины – не более того. Суровый сибирский климат с резким переходом от тепла к холоду разрушает камни. А вот в теплом климате они себя чувствуют отлично. Те, кто бывал в южных странах, помнят, насколько богат там выбор драгоценных камней.

О свойствах камня, об их возможностях, о том, как определить возраст отпечатка и по кусочку кости составить представление о происходившем миллионы лет назад на Земле, детям рассказывают в «Школе юного геолога», что работает при музее уже несколько лет подряд.

– Мы полностью меняем представление ребятишек о геологии, многие увлекаются и выбирают ее своей профессией, – говорит Ольга Фридриховна. – Наверное, это и есть главное предназначение нашего музея – заинтересовать и сделать геологию такой же популярной профессией, как было в 70-х годах прошлого века.

Роковой образец № 23

В Музее геологии Центральной Сибири хранится образец урановой руды, ставший роковым для нескольких десятков геологов.

В 1940-х годах в СССР шли активные поиски месторождений урана, необходимого для производства ядерного оружия. Чтобы познакомить геологов с новым полезным ископаемым, были созданы специальные коллекции. Образец № 23 такой коллекции каким-то путем попал в хранилище Минусинского краеведческого музея. В 1947 году его случайно увидела Анастасия Шестакова, корреспондент газеты «Правда», геолог по образованию. «Специалист» тут же сделала далеко идущие выводы и направила редактору «Правды» докладную записку, смысл которой сводился к тому, что в Красноярском крае есть богатые месторождения урана, которые тщательно скрываются от власти «врагами народа» – геологами.

Как развивались события дальше, предугадать несложно. История, конечно же, дошла до Сталина, начались репрессии. По «делу геологов» в 1949 году арестовали 27 человек. 27 специалистов высочайшего класса – геологов, преподавателей, руководителей организаций. Была распущена вся коллегия Министерства геологии, снят с поста министр И. И. Малышев, арестован автор единственного в стране учебника по поиску и разведке месторождений В. М. Крейтер. «Вредители» получили сроки, стали сидельцами ГУЛАГа, многие там и погибли.

Новый министр геологии отправил во все территории СССР особые ревизионные группы, которые должны были проверить результаты поисковых работ на предмет «умышленно скрытых месторождений». В Красноярском крае месторождения так и не нашли.

После смерти Сталина геологов реабилитировали. Анастасию Шестакову уволили с работы и исключили из партии, но она осталась на свободе.

Злополучный образец № 23 хранится теперь в музее геологии. Экскурсоводы крайне неохотно рассказывают его историю – слишком много боли и горечи связано с этим камнем.

Елена МироненкоМнение

Елена МИРОНЕНКО

директор Музея геологии Центральной Сибири

– Край наш относится к сырьевым регионам, можно сказать, что геология стала одним из локомотивов его развития. И поэтому в крае должен быть яркий, современный, активный и дружелюбный по отношению к людям музей геологии, который стал бы одной из ярких визитных карточек края. Нам очень хочется, чтобы музей стал одним из лучших в России. Для этого у нас есть все – идеи, творческий задор, силы. Нет только помещения. Сегодня музей располагается в кабинетах Красноярского технологического техникума пищевой промышленности, и это сильно осложняет нашу работу.

Геология отражает культуру нашего региона в том числе. У нас множество конкретных планов по поводу того, как сделать геологию не сухой и скучной, а понятной каждому человеку.

Помимо экскурсий и мастер-классов мы могли бы проводить лекции и семинары. Музей мог бы стать краевым методическим центром по геологии. Учителя со всего края могли бы приезжать сюда и получать необходимую поддержку.

Профессия геолога сегодня не востребована среди молодежи, и ресурсодобывающие компании испытывают острую нехватку кадров. А музей геологии выполняет профориентационную функцию: многие дети, знакомясь с нашими экспонатами, посещая «Школу юного геолога», выбирают для себя геологические факультеты. И детей, которых мы смогли увлечь геологией, с каждым годом все больше.

Поэтому мы хотели бы увидеть встречное движение со стороны ресурсодобывающих организаций и государственных органов, общественности.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности