Если говорить о Красноярском крае, программа модернизации ЖКХ, начатая со строительства трех котельных в 2010 году, в 2011 году уже включала в себя 21 объект капитального строительства на общую сумму почти 1,75 млрд рублей. При подготовке к зиме на повышение надежности почти 200 объектов жизнеобеспечения было направлено 417 млн рублей. Из резервного фонда правительства края для предотвращения аварийных ситуаций на 10 коммунальных объектах было выделено 24,5 млн рублей.
Это позволило значительно снизить потребляемые ресурсы: расход топлива на производство тепловой энергии уменьшился на 4,22 тыс. тонн, потери воды в сетях снизились на 1 507 тыс. куб. м, потери тепловой энергии упали на 21,7 тыс. Гкал. Цифры говорят сами за себя.
В этом году жителям Красноярского края, как и всем россиянам, предстоит полугодичная «заморозка» тарифов. «Криогенную камеру» откроют только 1 июля 2012 года. Именно до этого срока по прошлогоднему решению Правительства РФ не будут подниматься тарифы на услуги естественных монополий – электроэнергию и газ. А значит, и объективных причин для роста остальных тарифов не будет. В начале января текущего года председатель Правительства РФ Владимир Путин подтвердил это решение и предупредил: главы территорий, которые нарушат «тарифное перемирие», отвечать за это будут лично. Ситуацию с тарифами по поручению главы правительства отслеживать будет и Министерство регионального развития РФ.
Проблема не надуманная. Например, опыт нескольких предыдущих лет показал: резкое повышение тарифов в некоторых регионах начиналось уже в начале года. Тарифы на услуги ЖКХ взлетали иногда на 70 %. Снижать до объективного уровня их приходилось большей частью волевым решением федеральных властей.
Объективность установления тарифов также проверяется и на местах. Проведение плановых и внеплановых контрольных мероприятий по проверке обоснованности установления тарифов органами местного самоуправления находится в компетенции региональных министерств ЖКХ. Как показывают проверки, в Красноярском крае чаще всего причина завышенных тарифов кроется в халатности местных властей. Например, в прошлом году по результатам проверок нарушения нашли в Дивногорске. В тариф одной из организаций были заложены затраты на проведение капитального ремонта части жилого фонда, который по определенным причинам так и не был выполнен. На сумму невыполненного ремонта тариф людям был снижен.
Другая, и также неприглядная, сторона этой медали – непрозрачность тарифной политики. Люди платят большие деньги за обслуживание своих квадратных метров, а в итоге не получают обещанных услуг. К сожалению, некоторые управляющие компании, обслуживающие дома, часто экономят на капитальном ремонте. Без такой экономии не обходится практически ни один ремонт. Сотрудники Фонда содействия реформированию ЖКХ находят нарушения и в подъездах, и в подвалах, и на чердаках. Где-то экономят на краске, где-то – на новых вентилях, где-то закупают более дешевые материалы. А где-то вообще не выполняют какие-либо работы, заявленные в документах и проходящие по смете. В данном случае ответственность за приемку дома ложится на жильцов и саму управляющую компанию. По закону при такой проверке должны присутствовать и независимые специалисты: представители жилищной инспекции и прокуратуры.
С января текущего года контролировать действия управляющей компании стало еще проще. Сделать свою финансовую деятельность прозрачной управляющие компании обязаны по закону, а за сокрытие информации их накажут согласно Административному кодексу РФ. Штрафы от органов жилищного надзора немаленькие: до 300 тысяч рублей на юридическое лицо, на организацию, которая занимается управлением многоквартирного дома, и до 50 тысяч рублей на должностное лицо – то есть на руководителя организации. Более того, если руководитель организации продолжает вести работу таким образом, что не раскрывает информацию, он будет дисквалифицирован с рынка подобных услуг на срок до 1,5–2 лет.
Заключается новшество в том, что теперь по закону каждая управляющая компания обязана на своем сайте в Интернете или на сайте муниципалитета полностью отчитываться перед жителями и предоставлять информацию о проделанной работе понятно и по первому требованию – тарифы, услуги, на что были собраны деньги, какие сделаны ремонтные работы и на какую сумму. И каждый сможет сравнить, в действительности были ли, например, покрашены стены в подъезде, или это только по документам управляющей компании, и при необходимости к решению проблемы подключить министерство ЖКХ.