Об истории жительницы Красноярска Натальи Шаповаловой мы рассказали в номере от 2 декабря в статье «Цена свободы».
Напомним, у Натальи – редкое генетическое заболевание, и она передвигается исключительно на коляске. Долгое время женщина вела настоящую борьбу – иначе и не скажешь – за то, чтобы в ее подъезде появился специальный подъемник, который помогает преодолевать несколько ступенек от двери подъезда до лифта. То, что здоровый человек перешагнет за минуту и даже не заметит, для нее стало непреодолимым препятствием к нормальной жизни, где люди ходят в театр, поликлинику, да и просто гуляют теплым летним вечером в ближайшем сквере.
И вот наконец спецплатформу в подъезде установили. Перед этим прошло собрание собственников жилья, где они поддержали решение об установке. Однако спустя несколько месяцев собственники квартир обнаружили в своих платежках новую строчку – плата за обслуживание специального подъемника: по 53 копейки с квадратного метра.
– Они меня просто морально подкосили, не знаю, как людям в глаза смотреть, – призналась Наталья Шаповалова, рассказывая эту историю НКК. – Я подвела своих соседей: уговаривала, чтобы они дали возможность жить нормально и подписали согласие на установку. Все говорили мне, что это будет бесплатно. В нашем доме живут небогатые люди, много пенсионеров. Есть мама, которая воспитывает одна двух детей и работает на двух работах. Даже 40 рублей для них – это деньги.
Через несколько дней после нашей публикации женщине позвонили и сказали, что никакой оплаты не будет.
«Спасибо газете «Наш Красноярский край», вот что значит сила слова в действии, мне кажется, что обо мне сразу заговорили по-другому и услышали те, кто должен был решить этот вопрос», – написала Наталья на своей страничке в соцсети.
– Прошло совещание, где присутствовали представители администрации района и обслуживающих организаций, в том числе УК «Орбита сервис», – рассказали в администрации Свердловского района Красноярска. – Договорились, что обслуживание этого подъемника берут на себя «Лифтсити» и управляющая компания, жители ни за что не платят.
Последнее ли это устройство, которое установили по просьбе маломобильного собственника жилья в многоквартирном доме на территории края? Конечно же, нет. И поэтому вопрос о том, кто должен нести затраты на обслуживание, актуален до сих пор.
Своим мнением поделился Роман Казаков, руководитель общественной организации «Народный контроль в сфере ЖКХ»:
– Если этот пандус устанавливается за счет бюджетных средств, а не за счет средств самих жильцов, то решения общего собрания не требуется. Что касается обслуживания, то это устройство имеет признаки общедомового имущества – им могут, не дай бог, конечно, пользоваться собственники более чем одной квартиры. Но плата за его обслуживание – это не отдельная статья общедомовых расходов, которая выносится в отдельную строку в платежке. Управляющая компания при расчете тарифа за жилищную услугу, которая включает в себя оплату уборки подъезда, дворовой территории, текущий ремонт, должна рассчитывать возможные расходы, в том числе и на содержание такого рода устройств. Однако это следует из сложившейся практики – в современной редакции Жилищного кодекса РФ нет нормы, которая бы закрепляла за подобными подъемниками статус общедомового имущества. По сути, затраты там не такие большие. Я не вижу проблемы, чтобы государство предусмотрело какие-то целевые средства на содержание подобных устройств: в масштабе бюджета даже небогатого региона, не говоря уже про Красноярский край, это абсолютные копейки. Не так уж много у нас специальных устройств. Но если это позволит людям, передвигающимся на колясках, в таких ситуациях спокойно жить, почему бы не сделать это?