Безусловно, сложные кризисные и посткризисные четыре года внесли коррективы в итоги кампании. Вместе с тем люди вновь проголосовали за стабильность и планомерное, эволюционное развитие в жизни общества, его социальной и экономической сферах. Явка избирателей по Красноярскому краю составила 49,65 процента, что выше показателя гражданской активности на выборах в Законодательное собрание в апреле 2007 года (37,2), но ниже аналогичных результатов по думской кампании в декабре 2007 года (59,54).
Традиционно высокая явка наблюдается в регионах со сложной социально-экономической ситуацией, к которым Красноярский край не относится. Такова особенность нашего менталитета: в отсутствие серьезных потрясений мы не спешим мыслить категориями гражданской общности. Исключением здесь, пожалуй, являются выборы президента, где явка, как правило, превышает 50-процентный порог. Например, в марте 2008 года Красноярский край показал явку в 61 процент. Возможно, этому способствовал визит кандидата в президенты Дмитрия Медведева на Красноярский экономический форум, где, собственно, и была впервые озвучена его предвыборная программа «4И».
Нынешняя кампания, конечно же, проходила в несколько иной тональности, нежели это было в 2007 году. Напомним, впервые выборы в Госдуму и Законодательное собрание были объединены, благодаря чему был свернут утомительный для населения выборный марафон и сокращены бюджетные средства. Вполне вероятно, что в автономном режиме кампании прошли бы более ярко и развернуто, но здравый смысл и хозяйская рачительность возобладали над политическими соблазнами.Ответили за мировой кризис
Партия «Единая Россия» на этот раз показала более низкий процент, нежели в предыдущие годы, – 36,7 процента. К слову, по стране единороссы достигли 50-процентного рубежа. Вряд ли полученные данные по Красноярскому краю свидетельствуют о неких коренных переменах в политической судьбе региона и в судьбе самой партии. Скорее мы имеем итог ситуационных коллизий. Безусловно, сказались кризисные и посткризисные процессы. К 2008 году край достиг существенных социально-экономических результатов, благосостояние населения резко увеличилось, активно развертывалась реализация национальных проектов. Некоторое объективное снижение экономического благополучия породило у части населения критические настроения по отношению к правящей партии – ведь именно ей, как это ни парадоксально звучит, пришлось отвечать за мировой экономический кризис и его последствия в стране и регионе. Безусловно, частный, тем не менее показательный пример из жизни. Проголосовав за ЛДПР, красноярский предприниматель, поделился аргументацией в пользу политического выбора. У него несколько снизились доходы от бизнеса, не удалось достроить дом за городом, были отложены еще какие-то потребительские планы. Возможно, предприниматель вовремя не встроился в кризисные реалии, не отформатировал бизнес, не сумел реализовать необходимые бизнес-решения. Признать собственные ошибки сложно. Проще свалить вину на правящую партию. Так удобнее.
Еще один ситуационный мотив – контр¬¬кампания по раскачиванию протестных настроений. Кампания совершенно деконструктивная, поскольку людям не предлагался некий разумный подход, а стимулировались бродящие в каждом из нас бунтарские инстинкты. Не предлагались политическая платформа, некий пакет идей, рациональные решения, лидер, в конце концов. Предлагалось, вопреки здравому смыслу, отдать свой голос ЗА КОГО УГОДНО. Вот выдержка с одного популярного интернет-форума, являющая яркий пример призыва к бессмыслию: «Люди, конечно, все оппозиционные партии – полная фигня, голосовать там не за кого. И все-таки мы должны пойти и проголосовать хоть за кого-нибудь. Лишь бы проиграла «Единая Россия». Потому что надо их менять и самим уже брать власть в свои руки. Надоели единороссы, пусть в Думе начнется хаос». Увы, некоторая часть электората оказалась восприимчива к такого рода призывам. На этих выборах, наверное впервые за последние годы, наблюдалась активность со стороны молодежи. И это, безусловно, отрадное явление. Вместе с тем молодой избиратель, в силу объективных причин не имеющий жизненного опыта, поддался малоаргументированным, зато эмоциональным лозунгам. Что ж, серьезный сигнал для «Единой России», которая не всегда умеет говорить с избирателями, особенно молодыми, на понятном и доступном для них языке.
Люди, а не бренды
По мнению директора Центра стратегического планирования и развития Красноярского педагогического университета Юрия Москвича, более высокие проценты, набранные КПРФ, ЛДПР и «Справедливой Россией», не совсем репрезентативны, поскольку являются итогом удачной манипуляции с общественным сознанием, а не выверенным, разумным выбором.
– Я не считаю, что представителям ЛДПР, «Справедливой России» и КПРФ стоит всерьез радоваться полученным результатам. Люди в заметной мере поддержали их просто как партии, которые имели смелость возражать власти. Это протестное голосование. Люди голосовали против, а не за. Не более того, – считает эксперт.
По мнению политаналитика Александра Чернявского, нынешняя выборная кампания мало чем отличается от сложившегося еще в предыдущие годы политического тренда.
– Если посмотреть общую картину по Законодательному собранию края, то по большому счету более низкий процент, набранный «Единой Россией», мало на что повлиял. Вспомним, и в 2007 году результат по партийным спискам был не слишком убедительный. Единороссы тогда набрали менее 43 процентов. Сейчас – в районе 37. По сути, это один-два мандата. При этом опять-таки традиционно единороссы неплохо компенсируют на одномандатных округах. И у «Единой России» опять будет парламентское большинство.
Действительно, голосование по одномандатным округам показывает уверенное лидерство «Единой России». По мнению аналитиков, именно в этом выборном формате происходит самое реальное голосование. За одномандатников голосуют не по понятиям, а по совести. Люди выбирают не бренды, не вывески, не яркие лозунги, а людей, которых знают по конкретным делам. Как выяснилось, по конкретным делам знают все-таки единороссов.
Александр Усс, размышляя об итогах выборов, отметил, что сегодняшняя ситуация во многом показательна и свидетельствует о том, что демократия в России не пустой звук, а парламент – место для дискуссий.
– У нас в последнее время стали общим местом жалобы на отсутствие демократии. Нынешние выборы – яркое доказательство тому, что разговоры эти пустые. Никто не голосовал строем, как это некоторым хотелось бы представить.
Смыслы, лидеры, пиар
Итак, в Госдуме вновь оказались «Единая Россия», набравшая по стране процент парламентского большинства, КПРФ, «Справедливая Россия» и ЛДПР. «Единая Россия» лидирует с двукратным отрывом от ближайших конкурентов. В Думу не прошли ни «Правое дело», ни «Яблоко». Тем не менее трудно сказать, стоит ли избирателям попрощаться с лидерами этих партий.
– Представители правого спектра все-таки нуждаются в той силе, которая будет отстаивать их позиции. Относительно большой успех по сравнению с предыдущими избирательными циклами у «Справедливой России» или повышение рейтинга компартии в значительной степени связано с тем, что адекватных ниш для людей с право¬либеральными ценностями в России пока не сложилось, – считает Александр Усс. – В этой ситуации избиратель не находит достойных лидеров, за которых он может отдать свои голоса. Я полагаю, что, в принципе, эта ниша рано или поздно будет занята и партия, аналогичная той идеологии, что исповедует «Правое дело», все-таки появится в Госдуме. Может быть, уже на следующем избирательном цикле.
По мнению Александра Чернявского, КПРФ ожидала более существенных результатов, во всяком случае в Красноярском крае. Однако раскол, произошедший полтора года назад, негативно сказался на выборных результатах.
– КПРФ набрала 23 процента, хотя потенциально могла бы взять и все 30. Но произошел отток левоориентированного электората в сторону ЛДПР и «Справедливой России». Во многом благодаря тому, что из партии был исключен Владислав Юрчик, ее основатель в Красноярском крае.
Гораздо более убедительными эксперт оценивает успехи «Справедливой России».
– Я с интересом следил за предвыборной гонкой «эсеров». У них были очень достойные манифест и программа партии, в ходе кампании умело использовались все имеющиеся у партии коммуникации. Хорошую службу «эсерам» сослужил популистский и практически невыполнимый на государственном уровне тезис о доплатах «детям войны». В пиаровском плане это был безошибочный ход. «Дети войны» – безбрежная электоральная категория, куда входит чуть ли не все население страны. В общем, СР подошла к кампании креативно и добилась успехов. И это, наверное, единственная партия, которая не играла на понижении рейтинга «Единой России», как КПРФ и ЛДПР, а подняла собственные же результаты, отыграв очки у «Правого дела», «Яблока», «Патриотов России».
P. S. Как бы то ни было, наступающий парламентский цикл обещает быть более дискуссионным. Случись еще один мировой кризис, в ответе за него будут уже не только единороссы, но и другие партии, сумевшие слегка нарастить выборные проценты. Главное, чтобы эти проценты стали вот именно этой ответственностью, а не поводом для политических популистских эскапад, которые, конечно же, весьма ярко смотрятся в медийном и виртуальном пространстве, но на деле тормозят логистику прохождения нужных и важных для людей законов.
Впрочем, костяк Законодательного собрания края, несмотря на грядущее обновление, остается прежним.
– Ключевая команда Законодательного собрания по большому счету останется прежней, – считает Александр Усс. – И это правильно. Депутатская работа, как и любая другая, требует профессионализма, который оттачивается и формируется годами.