«Ох, Сибирь широкая»
Уже сейчас, спустя несколько десятков лет после его рождения, отчетливо осознаешь, что для будущего хранителя народных песен, частушек, пословиц многочисленных народов, переселившихся в Сибирь, небольшая деревенька Малиновка Иланского района была одним из самых подходящих мест появления на свет…
Отдаленность Малиновки от крупных городов положительно сказывалась на сохранении народных песен, танцев, обрядов.
– Несколько десятилетий в деревне не было ни телефона, ни радио, ни телевидения, – вспоминал Константин Скопцов. –
Впервые малиновцы услышали радио в 1952 году, когда был куплен колхозом радиоприемник «Родина-47» во времена моего председательства. Эти условия и позволили сохранить в нашей деревне народные песни, которых здесь знали сотни, народные танцы, которых было столько, что за долгие зимние вечера на вечерках ни одного танца не повторяли.
Неудивительно, что петь и играть на гармошке Константин Скопцов научился рано – «в шесть лет на свадьбе у старшей сестры Анюты я продавал косу невесты и пел старинные свадебные песни». Уже в тринадцать взрослая молодежь просила его поиграть на вечерках. В 1944 году и Константина призвали в армию. После возвращения домой стал председателем колхоза «Вторая пятилетка» и работал на совесть. Но увлечение музыкой оказалось сильнее. И поехал он не куда-нибудь, а сразу в Москву – прослушиваться в хор им. Пятницкого с малиновской песней «Скоро, скоро придется расстаться». Приняли. Но поставили условие – прописаться в столице. А сделать это в те годы было невероятно сложно.
Пришлось стать хормейстером в городе Губкин Курской области. Но, по словам самого Константина Михайловича, сколько волка ни корми, он все равно в Сибирь смотрит.
«Это было недавно, мой друг…»
В 1957 году Константин поступает в Красноярское музыкальное училище на отделение хорового дирижирования. Конкурс – 10 человек на одно место! Через несколько лет уже дипломированный хормейстер с коллективом, занявшим первое место по Сибири, опять едет в Москву. На одном из концертов присутствовал и английский певец Клифф Ричард, по мнению которого, «этот хор из Красноярска мог бы иметь успех и в Англии»…
В последующие годы Константин Скопцов руководил несколькими хоровыми коллективами, работал в краевом Государственном центре народного творчества…
Как-то очень логично появилась дополнительная «нагрузка» – запись старинных народных песен – тех, которые поколениями пели на свадьбах и у колыбели младенцев. Как рассказывал сын Константина Скопцова Андрей, «есть тетради с отцовскими записями, датированные 1948, 1953, 1958 годами. Это говорит о том, что отец начал собирать народные песни очень рано. Сначала, наверное, на бессознательном уровне, просто по зову души, а затем профессионально и глубоко».
Спустя какое-то время в свет выходят его сборники «Народные песни Красноярья», «Родники народные», «Звонкая, задорная», «Прилетели гули», «Ты воспой, жаворонушек» и другие.
Открыв один из них, я поразилась и богатству языка, и удивительно мирному настрою песен, резко отличающихся от современной эстрадной агрессивно-оскорбительной бессмыслицы. Особое место занимают произведения о войне. Вот – «Это было недавно, мой друг»: ее пели в окопах Северо-Кавказского фронта, а текст был записан со слов участницы Великой Отечественной. Здесь же народная песня, которая стала ответом на популярную на слова К. Симонова «Жди меня, и я вернусь»:
Жду тебя, хороший мой, очень сильно жду…
Жду сибирскою весной, жду весной в цвету…
Для тебя припасено в доме все твоем,
Непочатое вино выпьем мы вдвоем.
Лишь быстрее приходи, милый мой, родной,
Знай, что я умею ждать, как никто другой!
Именно народные песни и «познакомили» Скопцова с Виктором Астафьевым. В книге воспоминаний о писателе есть запись о самой первой встрече. Произошла она в 1983 году в больнице в присутствии Артура Войтецкого – кинорежиссера Киевской киностудии. В Сибири он снимал художественные фильмы по астафьевским «Где-то гремит война» и «Ненаглядный мой». Речь шла о музыкальном оформлении будущего фильма, которое должно состоять из сибирских песен и частушек.
– Режиссер протянул листок, на котором уже были написаны тексты песен, а напевы я должен был записать у самого Виктора Петровича, – вспоминал Константин Михайлович.
– Вот окрепну немного, – сказал писатель, – и приходи ко мне с магнитофоном, я тебе их напою, а ты уж со своими хористками распоешь их по голосам, – потом, как бы спохватившись, добавил: – Ты обязательно покажи ему (он указал на режиссера) вот тот деревенский вальс, что бабки из Саянского района на балалайках и гитарах играли. Он популярным был в войну, – и тут же напел слова, которые я никогда не слышал:
Бедная девица – сердце разбитое,
Милый не хочет любить…
Вальс прошел рефреном через весь фильм. А когда снимали сцену проводов сибиряков на фронт в поселке Усть-Кан и включили громкую фонограмму вальса, на фоне которой слышались прощальные реплики отъезжающих и провожающих, вся массовка заплакала.
Земной поклон
Были сняты телефильмы и по сценариям самого Константина Михайловича – «Сватанье сибирское» и «Родники народные». Более 30 лет он записывал на радио цикл передач «Песня русская родная». А на краевом телевидении шла программа «Родники народные», где он рассказывал о людях края, их обычаях и обрядах.
Скопцов превратил фольклор из народного творчества в нечто многомерное: песни, собранные им, были в издаваемых книгах, звучали на радио и телевидении, «оживляли» художественные фильмы.
Очевидно, что невозможна такая работа без любви к языку, к людям, к родной земле. Он и сам, словно впитывая все лучшее из творчества народов, населяющих край, являлся, по отзывам друзей и коллег, потрясающим рассказчиком.
– А как хотелось, чтобы все, что им наговаривается, было кем-то записано и вошло в сокровищницу устного народного творчества края, потому как сам он – неиссякаемый источник народной мудрости и культуры, из которого сколько бы ни пил – все прибывает, – рассказывала Ольга Спинова, бывшая начальник управления культуры администрации Иланского района.
А сколько надо теплоты и душевного расположения, чтобы даже самые занятые и неразговорчивые откликнулись на призыв и напели те строки, что слышали в далеком детстве?
Его бывший коллега Владимир Замышляев в книге «Земной поклон» вспоминает:
– С ним никогда не скучно. Его всегда считали своим люди, более старшие по возрасту, чем он сам, доверялись, раскрывались при встречах – начинали петь или для записи, или вместе с ним: в избе, на крылечке, в телепередаче. Константин Скопцов и подобные ему удерживают нас на общенациональной круговой связи, на кружевах бескорыстной песенной красоты.
5 декабря в 12:00 в память о заслуженном деятеле культуры Красноярского края пройдет торжественная установка мемориальной доски на доме, где с 1982 по 2004 год жил Константин Михайлович Скопцов.
Что же будет с архивом?
Андрей Скопцов:
После отца осталось 450 кассет магнитофонной пленки. С помощью института в Санкт-Петербурге их удалось оцифровать. Получился 21 диск. Сейчас я работаю с архивом, составляю каталог, делаю классификацию песен – острожная, колыбельная, календарная и т. д. Записи начинаются с 1972 года и заканчиваются за месяц до смерти отца. Какого-то однозначного его наказа по поводу того, как распорядиться архивом, не было. Но пока конкретной сферы применения песенному наследию я не вижу. Не хочу проводить здесь аналогии с юдинской библиотекой, которая оказалась в России никому не нужна и была почти полностью продана США. Не так давно выпущено два диска песен – один с колыбельными, другой – песни военных лет. По моему настоянию для первого из них записывать должны были беременную женщину или женщину с маленьким ребенком: в этот период меняется у нее голос. Диск получился просто изумительным.