– Хорошо наша жизнь прошла. В труде и заботах, как у всех, – говорят супруги Корниенко. Валентине Дмитриевне в прошлом году 85 исполнилось, Петр Егорович в этом году юбилей отмечает. Вместе они почти 60 лет. Все радости и трудности пополам делят.
В колхоз в 11 лет
Петр Егорович Корниенко считает себя счастливым человеком. Паренек из деревни Большеулуйского района стал железнодорожником и встретил на своем пути хорошую девушку, которая стала его спутницей жизни.
– Я бы и сельским трудом занимался, – говорит Петр Егорович. – Но трудно в деревне. У родителей не было возможности меня содержать.
В семье Корниенко было четверо детей, когда отца забрали на фронт Великой Отечественной войны. Мать – колхозница работящая, сноровистая: в домашнем хозяйстве всегда свиньи, коровы, овцы, куры водились, на большом огороде семья картошку сажала. Петр Егорович говорит: во время войны не голодали, выживали.
– Но работать нужно было, – вспоминает ветеран. – Я в 11 лет уже в колхозе работал – сено и солому возил. Да на своем подворье за скотом ухаживал. Нам на отопление делянку осинника выделяли, и мы, ребятишки, валили этот лес, ошкуривали, пилили и домой свозили.
Петр Егорович один в семье парень, остальные сестры, но во время войны не было различий: одинаково трудились и мальчишки, и девчонки.
Вниз с аэростата
Окончил он семь классов сельской школы, преподаватель ему порекомендовал: есть два училища, где учиться можно на полном гособеспечении – в Норильске и Красноярске, выбирай. Петр поехал в Красноярск в школу военных техников (так тогда железнодорожное училище называлось).
– У нас форма была с погонами, питание и общежитие бесплатное, – рассказывает Корниенко. – Для меня это был хороший выход.
Парень учился достойно. После окончания техникума распределение получил на станцию Иланскую. Здесь уже многие его знакомые выпускники ШВТ работали. Но недолго ему пришлось железнодорожную станцию обслуживать, призвали молодого человека в армию – в воздушно-десантные войска разведчиком.
Несколько месяцев в учебке, и вот он уже в Амурской области в городе Свободный. Разведчики ВДВ – элита: им больше, чем другим, масла и хлеба давали. Но и гоняли – будь здоров! Марш-броски в противогазах и полной боевой выкладке, прыжки с вышки и горки (бежишь на обед – будь добр с высоты 2,5 метра спрыгнуть. Да так, чтобы ноги не повредить), а там и с парашютом с самолета и аэростата.
– Я еще и огневик был, – говорит ровесник Красноярского края. – Огнемет по частям знаю. Весил он 555 кг, только ствол больше 100 кг. Столько раз его собирал-разбирал, и сейчас с закрытыми глазами сделаю.
Петр Егорович еще парнем в ДОСААФ занимался, облеты на самолетах делал, но впервые с парашютом прыгнул именно в армии. Тогда было популярно с аэростата прыгать. Десантников поднимали в гондоле на высоту 400–600 метров, и оттуда они уже летели вниз, к земле.
На счету Корниенко 12 прыжков. Говорит, больше не позволили.
Это судьба!
Три года в армии отслужил и в 1958 году вернулся на станцию Иланскую. Бывший разведчик и десантник стал здесь секретарем комсомольской организации, а в военном билете у него появилось звание – лейтенант.
Три года на станции Иланской, затем наступил новый этап в жизни Петра Егоровича – однокашник пригласил его переехать в Зеленогорск, поступить на работу в управление железнодорожного транспорта.
– УЖДТ подчинялось управлению строительства и полностью зависело от местной ГРЭС, – рассказывает ветеран. – Мы возили сюда уголь. Я работал на станции Речная, где стоял опрокидыватель. Готовил составы под погрузку.
Всякое могло быть при опрокидывании вагонов: вылетали подшипники, вкладыши. Транспорт нужно было привести в нормальное, рабочее состояние.
С 1962 года закрытая территория Красноярска-45, как называли тогда Зеленогорск, стала судьбой Петра Корниенко. Со станции Речной железнодорожник перебазировался на электрохимический завод сопровождающим грузы. И проработал на предприятии 10 лет.
– Грузы завода тогда по железной дороге под охраной доставляли, – вспоминает Петр Егорович. – На завод сырье привозили, а обратно продукцию отправляли. У нас было 20 грузовых вагонов и два багажных. Ими я и распоряжался. Моя обязанность была содержать их в рабочем состоянии.
За 10 лет сопровождающий вагонов вырос до инженера по транспортировке. А когда службу эту расформировали, перешел в цех механиком. Но только три года сумел продержаться – вредность высокая: здоровье пошатнулось.
Плюнул на стаж и выслугу лет, хотя до пенсии было еще далеко. Обслуживал городские тепловые сети, а там – завод «Сибволокно» открылся. Петр Егорович снова по специальности устроился – в железнодорожный цех «Сибволокна». Снова – погрузка и выгрузка, содержание вагонов, ответственность за смену.
В конце 1980-х, когда предприятие начало разрушаться, снова пришлось Петру Егоровичу менять работу. Устроился на железную дорогу в соседнем городе Заозерном. А скоро на пенсию определился.
Вот уже 30 лет отдыхает (он, как представитель льготной категории, ушел на заслуженный отдых в 55 лет). В своем садоводческом обществе «Урожай» председателем работал, огород обрабатывал, в лес по грибы-ягоды ходил, шишку бил. Года еще не прошло, чтобы чета Корниенко была без ягод и грибов или выращенных на собственном участке овощей и фруктов.
– Меня все время жена поддерживает, – улыбается Петр Егорович. – Мы с ней всегда вместе.
Душа в душу
Валентина Дмитриевна Корниенко шутит:
– Я самый пожилой член семьи.
Она на год старше своего мужа, ей 85 в декабре прошлого года исполнилось.
Женщина с удовольствием рассказывает о своей жизни в Сибири. Приехала она сюда после окончания сельхозинститута из Горьковской области (теперь Нижегородская), поработала зоотехником в Идринском и Ачинском районах и осела в Рыбинском районе – стала преподавать в местном сельхозтехникуме.
Здесь и с будущим супругом познакомилась. Петр тогда в гости к своему приятелю по железнодорожному техникуму приезжал в Рыбное, а девушка по соседству с ним жила. Приглянулась она парню со станции Иланской, запала в душу. Да так, что через несколько лет отыскал он ее, ухаживать начал.
– Я тогда уже в Зеленогорске жил, приехал как-то к своему приятелю на Новый год, – улыбается Петр Егорович. – И Валентина в компании нашей была.
Уже в мае молодые оформили свои отношения. Тогда директор техникума, в котором девушка преподавала, предложил: чего мучаешься, давай зарегистрируем вас. Прямо 1 мая вызвали председателя сельсовета, оформили документы, поставили печать. А через две недели молодые свадьбу в Рыбном сыграли.
Петр жену в Зеленогорск увез. Валентина здесь главным зоотехником в совхоз «Искра» устроилась, 26 лет ему отдала, награждена медалью атомной отрасли.
Дружно живут супруги, сына, внука вырастили.
– Повезло нам, – говорят, – что друг друга встретили. Никогда не спорили, не ссорились. Душа в душу живем.