«Жизнь на Енисее и сложная, и простая одновременно…» Приключение украинского писателя в Сибири

«Жизнь на Енисее и сложная, и простая одновременно…» Приключение украинского писателя в Сибири

Запорожский путешественник, писатель и краевед Владимир Супруненко появился в Красноярске в начале июня. Объехав на велосипеде половину Азии, украинец решил испытать себя в водном туре – проплыть на резиновой лодке в одиночку от Красноярска до Игарки.

Владимира предупреждали о сложностях пути и превратностях сибирской погоды – в одиночку в поход у нас не ходят, но страх путешественнику неведом. Он отправился в путь и справился с задуманным даже раньше запланированного срока – за два месяца. В начале августа Владимир Супруненко вернулся в Красноярск и рассказал о своих впечатлениях.

– За два месяца я прошел по Енисею 1 700 км и завершил свой путь в Курейке. Немного не доплыл до Игарки, но полярный круг пересек. Для меня памятный знак о пересечении полярного круга стал своеобразной вехой в пути.

IMG_7293.JPG– В Сибири в одиночку не путешествуют – опасностей много. Вас бог миловал?

– В пути была масса сложностей. Это и волны, и встречный северный ветер. А то низовой задует – его нужно было пережидать на берегу, потому что он большие волны поднимает. А потом на Север неожиданно нахлынула жара. Но главная сложность – обилие гнуса, мошки, комаров. Расслабляться они не давали. Когда отправлялся в путешествие, не ожидал встретить такое количество насекомых. Приходилось полностью закрывать тело – на руки перчатки, на лицо сетку. Иначе съедят. При этом никакие мази от мошки не помогают. Местные посоветовали мне деготь использовать или в мазь подмешивать ванилин – насекомые этого боятся. Но у меня с собой не было ни того, ни другого.

– Вы не выглядите изможденным сложным и длинным путем – загорели, поправились. Местные жители хорошо встречали?

– Просто замечательно. Экспедиция – это не только спортивное мероприятие, но и встречи с людьми. Возможность отвлечься от обыденности. У запорожских казаков пословица есть: «Пойду на низ, чтобы никто голову не грыз». У нас казаки каждую весну отправлялись в походы по Днепру, по Дону, уходили к Черному морю на стругах. Так и я поплыл вниз по Енисею на резиновой лодочке. Встречался с местными казаками, с общественностью. Рассказывал о запорожцах, мне ведали о традициях. Интересно было пообщаться с жителями сибирских сел, посмотреть, как живут староверы или национальные меньшинства – кеты. Их поселения обособленные, закрытые, но меня встречали радушно. У староверов даже заночевал. Теперь точно знаю, что енисейские староверы отличаются гостеприимством, доброжелательностью и даже некоторой открытостью. Хотя есть и скиты – полузакрытые территории, где строго соблюдают старые традиции. Например, на реке Дубчес в 300 км от Ворогово.

– У староверов мужчины бороды носят, так же как и вы. За своего вас принимали?

– Староверы говорят: «Мы даже в городе своего увидим». Я спрашиваю: «Сошел бы за вашего?» – «Нет», – говорят. У староверов свои приметы, свое поведение. Что-то особое в лице, характере, темпераменте и привычках – то, что отличает их от нас. Какой-то особый жизненный опыт, хитринка, запрятанная так глубоко, что сразу не разглядишь. А еще у них удивление есть от того, что попал в этот мир, а он другой, не тот, что ожидал. Они живут в особицу, есть у них отстраненность от происходящего вокруг.

– А селения коренных народов Севера попадались на пути?

– Встречались. Но, мне кажется, настоящие меньшинства остались глубоко на Севере, куда я не забирался. Сейчас северные народы смешались с русскими. Это уже метисы, которые не придерживаются национальных традиций, живут как все.

– Во всех путешествиях ищете украинские корни. В Сибири соотечественников встретили?

– Довольно много. Например, казачий атаман станицы Подтесово Сергей Чумаченко. Он капитан корабля, сам из Киева. Много сосланных здесь живет, масса вахтовиков с Украины осталась жить. Мне интересно рассказать своим соотечественникам, как сюда забрались украинцы, как приспособились к местным условиям и помнят ли корни. Кое-какие традиции сохранились, но язык практически забыт. Наверное, Енисей своей мощью смыл память. Тем не менее мне было приятно, когда казацкий ансамбль «Краса» на празднике, посвященном 100-летию путешествия по Енисею Фритьофа Нансена, в сельском клубе Курейки исполнил украинскую песню «Ой, на горе-горе, на высокой, на крутой, на высокой, на крутой стоял зеленой дубок. Ох, под тем ли под дубком стоит девка с молодцом, стоит девка с молодцом, сама речь говорит: «Что в поле за трава, что за алые цветы!» И с таким казацким колоритом! Казак казачку обнимает, а та его отталкивает, саблями дерутся. Просто прекрасное действо!

Но мне больше интересны были промыслы, занятия и традиции местного населения приенисейских территорий. Люди здесь занимаются сплавом плотов, заготовкой дров, охотой и рыбалкой. А также обработкой рыбы.

IMG_8116.JPG– Ну а новые способы добычи рыбы узнали?

– Массу. Енисейские казаки подарили мне спиннинг. Знаете, как говорят: человеку нужно не еду давать, а снасть, чтобы ее добыть. И спиннингом я добывал себе пропитание. Хотя рыбалка – это не только пропитание, но и занятие. Постоянно грести утомительно, надо чем- то отвлекаться. Например, рыбу половить. А потом ниже по течению Енисея мне рассказали, что охотники, отправляясь в тайгу, не всегда имели возможность брать с собой спиннинг. Захватывали консервную банку, на которую наматывали леску. Банку надевали на кулак (банка служила катушкой) и метали блесну. Леска соскальзывает кольцами, а потом ее снова наматывают, когда за крючок цепляется рыба. А она обязательно цепляется, потому что рыбы там несравнимо больше, чем в окрестностях Красноярска. Это и окунь, и язь, и щука. В одном месте видел, как рыба прямо кишит в воде. Щуки пугаются и прямо на берег выскакивают, извиваются. Можно подскочить и схватить руками. Я ее и фотографировал, и на видео снимал. Не ловил: я один, мне много не надо.

– Вы же собиратель рецептов. Новенькие блюда попробовали?

– Староверы меня угощали хлебом собственного приготовления и квасом из тыквы. У них как раз пост шел, так что сильно не разговелись. Тыкву для кваса специально сушат, и она дает напитку красивый неповторимый цвет. А больше всего мне понравилась рыба, приготовленная на рожнах над огнем. Очень распространенный на Енисее способ – где бы я ни бывал, везде видел. Например, в деревне перед Бором праздновали День речника. Поймали огромную щуку и жарили ее на рожнах. Также малосолы разные пробовал – хариуса поймал, чуть присолил, и есть можно. А тугунок и вовсе сырым едят. Поймал, в соль макнул – и в рот.

Хотя и я делился с людьми украинскими рецептами. Например, енисейский казачий атаман Николай Банщиков, встречая меня, накрыл стол большой. Казаки собрались. Я сварил 10 литров украинского борща. Настолько вкусно! Такого еще не было, чтобы казаки весь борщ съели, а водку не выпили.

– Что поразило вас в наших краях? Какие впечатления увозите о Сибири?

– Я каждый день пути удивлялся – настолько мощная природа в Красноярском крае. В белые ночи заснуть не мог – солнце светит, и тут же луна выходит. Это очень яркое, поразительное явление природы. Или снежные горы в разгар лета. Возле Ярцево ледоход выбил небольшое закругление, и посреди лета там видишь снежную гору. Не ожидал встретить на Севере и удивительные цветы. Лилии огромные, жарки в кулак величиной – очень красиво. Что же касается впечатлений о жизни на Енисее, она и сложная, и простая одновременно. С одной стороны, Енисей – кормилец, рыбой богат. То есть голодать на нем не будешь. А с другой – необходим каждодневный труд, потому что зима здесь суровая, и необходимо думать, что заготовить впрок. Кроме того, у вас тут воля, простор, а работы нет – совхозы, колхозы развалились. Люди живут рыбалкой и собирательством плодов. Если староверам это не в новинку, то цивилизованным людям сложно привыкнуть. Потому деревня постепенно умирает. Это видно: разрушенные дома, заросшие огороды. В той же Курейке уже и школы нет, хотя раньше в совхозе работало до трех тысяч человек. А в некоторых селах в школах сколько учеников, столько и учителей. Печальная ситуация.

– Каким будет результат вашей экспедиции? Напишете еще одну книгу – теперь уже о путешествии по Енисею – или выложите материалы на свой сайт?

– Красота ваших мест и моя профессия обязывают все изложить на бумаге. Иначе накопленный материал будет давить на душу. Для начала расскажу о своем путешествии в федеральных изданиях – в «Охотничьей газете», «Учительской газете», в журнале «Вече» в Киеве, в запорожской газете. А там уже можно и за книгу браться.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
29 марта 2024
Работаем на благо нашей общей Победы!
Команда проекта Общественной палаты Красноярского края «ИZ Сибири – сынам России» в очередной раз доставила гуманитарный груз в зону спецоперации.
Без рубрики
29 марта 2024
Скорпионы в головах
Сколь бы правдоподобно ни выглядели экспертные и народные версии, которыми обрастает расследование теракта в Красногорске, лучше все-таки дождаться первых официальных результатов и попутно
Без рубрики
29 марта 2024
Общая боль
Нет сейчас в России человека, которого не потрясло бы нападение террористов на мирных граждан, пришедших в пятничный вечер на концерт