Жизнь в особой зоне Какие проблемы могут возникнуть у собственников домов и участков, расположенных рядом с аэропортом?

Жизнь в особой зоне Какие проблемы могут возникнуть у собственников домов и участков, расположенных рядом с аэропортом?

С начала года в информационной повестке страны стали появляться острые репортажи из городов, где власти, инвесторы строительства и просто жители столкнулись с ситуацией: дом или даже целый жилой комплекс готов, а ввести его в эксплуатацию нельзя. Все дело в Воздушном кодексе, который изменился в 2017 году и теперь накладывает ряд ограничений на использование участков. И хотя дом или земля могут быть далеко от аэродрома, они все равно попадают в большую защитную зону. Ее границы должны быть четко определены, а вот с этим как раз очень трудно разобраться.

Новосибирск, Барнаул, Абакан – наши соседи уже не первый год испытывают трудности с определением границ приаэродромных территорий (ПАТ), что мешает городам развиваться, а жителям без тревоги покупать и продавать недвижимость. В этом вопросе краевой центр оказался среди тех мегаполисов, кто утвердил согласно Воздушному кодексу проект ПАТ аэропорта Красноярск в указанные сроки. Расскажем, как узнать, не попадает ли ваша недвижимость под ограничения Воздушного кодекса, что можно строить на участке и есть ли сложности с покупкой и продажей.

Разделили на семь

Согласно ч. 2 ст. 47 Воздушного кодекса РФ в редакции Федерального закона № 135-ФЗ приаэродромная территория (ПАТ) – это зона с особыми условиями использования.  После вступления закона в силу все населенные пункты, где расположены аэродромы, должны иметь проекты ПАТ. Что входит в проект ПАТ? Близлежащая к воздушной гавани территория делится на семь подзон с разными уровнями ограничений в зависимости от близости к взлетно-посадочной полосе.

1. В первой подзоне разрешается строить только объекты для организации и обслуживания воздушных перевозок (взлетные полосы и стоянки для самолетов).

2. Во второй – только то, что относится к инфраструктуре аэропорта (здания аэропортов, хранилища топлива).

3. Третья ограничивает высотность (запрещено строительство высотных зданий и вышек).

4. В четвертой запрещены сооружения, создающие помехи для систем навигации, посадки и связи.

5. В пятой нельзя размещать производственные объекты, способные повлиять на безопасность полетов.

6. Шестая зона имеет ограничение на размещение всего, что способствует массовому скоплению птиц. Например, свалок.

7. Наиболее обширной является седьмая подзона (территория вокруг аэропорта радиусом 30 километров), в которой самолеты создают повышенный уровень шума и электромагнитного излучения и загрязняют воздух. На ее территории запрещено строительство жилых зданий, не обладающих повышенной степенью защиты.

Нормы закона обязывают утвердить границы ПАТ для каждого из более двухсот российских аэропортов. Пока с задачей справились далеко не все регионы.

Деревни с ограничениями

В краевом центре проект ПАТ утвержден для главной международной воздушной гавани еще в 2018 году, как и требовал закон. Окружающую аэропорт землю в Емельяновском районе разделили на те самые 7 подзон. Проект находится на сайте территориального управления Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации)  www.kras.favt.ru.

В границах первой и второй подзоны населенные пункты отсутствуют. Далее под ограничения попадают следующие районы.

В границах третьей подзоны расположены пгт Емельяново, с. Еловое, п. Элита, п. Минино, с. Арейское, п. Снежница, д. Малая Еловая, п. Каменный Яр, п. Памяти 13 Борцов, пгт Кедровый, д. Сухая, д. Крутая, д. Мужичкино, д. Веселая Гора.

В границах четвертой подзоны расположены пгт Емельяново, с. Еловое.

В границах пятой и шестой подзон – пгт Емельяново, с. Еловое, п. Элита, п. Минино, с. Арейское, п. Снежница, д. Малая Еловая, п. Каменный Яр, п. Памяти 13 Борцов, пгт Кедровый, д. Сухая, д. Крутая, д. Мужичкино, д. Веселая Гора.

Площадь седьмой подзоны ПАТ согласно проекту составляет 1 122 км2. Проведенные расчеты рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья населения показали, что границу седьмой подзоны ПАТ определяет авиационный шум. Границы проходят через населенные пункты Емельяновского района (Емельяново, с. Еловое, п. Элита, п. Минино, с. Арейское, п. Снежница, п. Дрокино, п. Памяти 13 Борцов, п. Известковый и другие).

Седьмая – самая масштабная подзона, радиус которой установлен в пределах 30 км от контрольной точки аэропорта. Во многих городах и поселках, где есть аэродромы, в защитную зону попадает вся территория населенного пункта.

Так, в радиусе 30 км от Толмачево находится почти вся территория Новосибирска. То же касается и Екатеринбурга. Проблема характерна для многих городов-миллионников в России.

Ускорить процесс

Контролирует исполнение закона транспортная прокуратура. По ее требованию определена приаэродромная территория в ряде регионов.

Так, в июле 2020 года Якутская транспортная прокуратура подала в суд на операторов 18 аэропортов, потребовав утвердить их ПАТ. В августе суд Сахалинской области удовлетворил аналогичное заявление к предприятию «Аэропорты Курильских островов». Такие же вердикты были вынесены в ряде других регионов.

В Красноярском крае проблемы с ПАТ оперативно были сняты в Красноярске, а остальные проекты получены в результате мер, принятых транспортной прокуратурой.

Так, в августе 2020 года в аэропорту Туруханск установлена ПАТ после иска к федеральному казенному предприятию «Аэропорты Красноярья». Требования прокурора суд удовлетворил в полном объеме.

В октябре Норильская транспортная прокуратура направила в Емельяновский районный суд Красноярского края исковое заявление о возложении на АО «КрасАвиаПорт» обязанности разработать и согласовать с Росавиацией проект решения об установлении ПАТ в аэропорту Игарки. Судебное решение исполнено.

В декабре прошлого года предъявлен аналогичный иск к ООО «Аэропорт Норильск» – теперь и в северном городе определена ПАТ.

Алгоритм действий

Что делать, если вы проживаете на территории одной из подзон? Действительно, на такие участки распространяется особый режим, что влечет за собой ряд ограничений в использовании. Конечно, то, что уже построено, никто сносить не будет. А вот к новым проектам строительства будут предъявлены повышенные требования.

Управление Росреестра по Красноярскому краю разъясняет, как действовать в ситуации, если вы, к примеру, купили земельный участок, чтобы построить на нем жилой дом, а при регистрации права собственности выяснилось, что он находится в зоне с особыми условиями использования – приаэродромной территории аэродрома Красноярск (Емельяново). Влечет ли существование такой зоны какие-либо ограничения для строительства дома на участке?

Шаг 1. Узнать статус. Специалисты Управления Росреестра по краю обращают внимание то, что информацию о возможном расположении земельного участка в границах зоны с особыми условиями использования территории следует проверять до момента совершения сделки по приобретению земельного участка путем получения выписки из ЕГРН об объекте недвижимого имущества.

Шаг 2. Получить разъяснения. Вместе с выпиской из ЕГРН можно получить по запросу и сведения о зоне с особыми условиями использования территории, в которую попадает ваш участок.

Шаг 3. Согласование. В соответствии с ч. 3 ст. 4 Закона № 135-ФЗ строительство, реконструкция объектов капитального строительства в границах приаэродромных территорий должны осуществляться при условии согласования размещения этих объектов с федеральным органом.

Поскольку аэродром Красноярск (Емельяново) является гражданским аэродромом и относится к аэродромам совместного базирования, согласование должно проводиться территориальными органами Росавиации.

Шаг 4. Куда обращаться? На территории Красноярского края такие функции выполняет Красноярское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (660017, г. Красноярск, пр. Мира, 112, тел. 8 (391) 211-41-79).

Могут ли собственники участков и уже построенных домов столкнуться с ситуацией, что их недвижимость попадет под ограничение прав? Каков характер этих ограничений? Какова ситуация с приаэродромными территориями в других населенных пунктах края, где есть аэропорты? Мы задали эти вопросы специалистам министерства транспорта края. Ждем их ответы. Поэтому продолжим тему в одном из ближайших номеров НКК.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
25 апреля 2024
Учись у учёного
«Весенняя школа учителей химии» — совместный проект фонда «Вольное Дело» и Московского государственного университета. Ведущие химики России делятся с коллегами
Без рубрики
25 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: истории одной фотографии
В маленькой деревенской школе – настоящее событие. Из города приезжает фотограф, и не просто так. Он будет снимать самых обычных
Без рубрики
25 апреля 2024
Как пережить весну аллергику?
Апрель – это время таяния снега и появления первой зелени. Все чаще выглядывает солнце, и настроение вроде бы улучшается. Но