Их юность и молодость пришлись на непростое время. Война, восстановление разрушенных городов, освоение целины, всесоюзные стройки. Они участники многих значимых событий в истории страны и нашего края. Этот год для них юбилейный. Они – ровесники Красноярья. Родились в 1934-м вместе с регионом. Многое, чем богат и гордится сегодня край, создавалось этими людьми, их самоотверженным трудом, который был для них делом чести. Знакомишься с историями жизни 85-летних ровесников края и понимаешь: вот они – настоящие герои своего времени. Им мы посвящаем новую рубрику, которую начинаем публиковать сегодня.
Наградной лист Юрия Озорницкого
Заслуженный строитель РСФСР. Награжден орденом «Знак Почета», орденом Трудового Красного Знамени, медалями «Ветеран труда», «Ветеран Красноярскгэсстроя». Лауреат премии Совета Министров СССР. Почетный гражданин Дивногорска. Основание присвоения звания: «За выдающиеся заслуги по строительству и развитию производства в городе, в общественной, государственной деятельности, способствующей повышению авторитета и престижа города». Дата присвоения звания: решение городского Совета № 5-29-ГС от 28.04.2001.
Имя Юрия ОЗОРНИЦКОГО, почетного гражданина города Дивногорска, ветерана Красноярскгэсстроя, неразрывно связано с историей города и знаменитой гидростанции. Юрий Владимирович – ровесник края. Ему в январе исполнилось 85 лет. По состоянию здоровья он уже не может давать интервью. Супруга Юрия Озорницкого Вера Александровна поддержала нас: юбилей ветерана – достойный повод еще раз вспомнить о героических страницах рождения ГЭС, Дивногорска, с которыми связана вся жизнь Юрия Владимировича и его семьи. Это было то самое время первых, время подвигов, самоотдачи делу.
Мы искали сложные пути
По совету супруги мы обратились к коллеге Юрия Владимировича Алексею Медведю. Сейчас он возглавляет местную общественную организацию ветеранов Красноярскгэсстроя г. Дивногорска. Алексей Медведь приехал в Дивногорск на четыре года позже Озорницкого, в 1959 году. Прямиком из армии. Как и всему послевоенному поколению, ребятам хотелось себя ярко проявить, совершить что-нибудь героическое, не меньше.
Алексей Емельянович рассказывает:
– Время такое было, мы все искали сложные пути, рвались в бой. И когда я прочитал заметку в газете «Правда», что под Красноярском строится величайшая в мире гидроэлектростанция, сразу понял: мне туда. Приехал, а мне говорят, что перво-наперво нужны руки на общестроительные работы. Проще говоря, бери лопату. Нас, молодых, повезли на будущую улицу Лесопарковую рыть траншеи, погреба, таскать бревна. Здесь мы все и познакомились. Юра Озорницкий работал в строительной бригаде, но он не сразу попал в «Гражданстрой», начинал как изыскатель места будущего створа плотины.
Юрий Владимирович Озорницкий родился 10 января 1934 года в г. Ленинграде. Рано потерял родителей, воспитывался в детских домах. В 1946–1949 гг. учился в ремесленном училище № 22 завода г. Мурома. Работал на заводах, затем на стройках страны: строительстве химзавода в г. Владимире, Выпягорского гидроузла, новой Южно-Уральской ТЭЦ. На берега Енисея приехал в 1955 году в составе экспедиции на изыскательские работы в Шумихинском створе для строительства гидроэлектростанции. Инженерные группы из Ленинградского проектного института (Ленгидэпа, который в 1961 году был переименован в Ленгидропроект) высадились в глухой тайге, готовые для трудового подвига. Юрий работал мотористом катера, потом с началом строительства плотины перешел в бетонщики, а затем возглавил бригаду каменщиков на возведении кирпичных зданий детских садов, пожарного депо, быткомбината Дивногорска. Как специалист он рос от мастера, прораба до начальника участка управления «Гражданстроя». Также в его биографии есть опыт участия в ликвидации последствий землетрясения в Спитаке (Армения), где проявил себя инициативным, высокопрофессиональным специалистом и руководителем.
Алексей Медведь вспоминает:
– Юрка – очень интересный парень, настоящий товарищ, трудяга. На таких людях мир держится. Он все этапы прошел рождения станции и города, жил в палатке армейской на берегу Енисея.
Эпоха палаток и бараков окончилась в июле 1958 года, когда в Дивногорск прибыла высокая комиссия из ЦК ВЛКСМ. Выводы комиссии были такими: надо строить город, достойный людей, эпохи, природы, с устремлением в будущее. Вскоре всех строителей переселили в деревянные двухэтажные дома, которыми первоначально застраивался Дивногорск. В таких квартирах были уже и электричество, и центральное отопление, и вода, и канализация. В деревянном исполнении появились больница и аптека, магазины, школы. В 1960 году развернулось строительство четырехэтажных кирпичных домов по ул. Комсомольской. Интенсивно возводились детские сады, школы, магазины. Построили Дом связи, спорткомплекс, пожарное депо, баню, гостиницу, санэпидстанцию, очистные сооружения. В 1967 году ввели в эксплуатацию первый агрегат ГЭС.
Из той особой породы людей
В сборнике «Советские инженеры» в очерке об Андрее Ефимовиче Бочкине, легендарном гидростроителе, начальнике строительства Красноярской ГЭС, автор Мария Залюбовская упоминает имя и Юрия Озорницкого:
«Именем Бочкина сегодня названа одна из улиц Дивногорска. И на этой улице живет бетонщица, Герой Социалистического Труда Екатерина Федоровна Скрюкова <…>, а рядом – бригадир плотников-бетонщиков основных сооружений Александр Лардыгин, который уложил со своей бригадой десятую часть бетона в тело плотины. Встретил бы на «своей» улице Андрей Ефимович и Юрия Озорницкого, с кем в паре рубил и обтесывал на воскресниках бревна для первых домов Дивногорска».
И Юрий, и Алексей, и другие первые строители станции и Дивногорска – из той же особой породы людей, как и Андрей Бочкин. Вместо отдыха и начальник стройки, и простой рабочий обтесывали бревна. Все жили бок о бок, и вклад каждого в общее дело был бесценен. Я попросила Алексея Емельяновича рассказать о таких воскресниках:
– Мне трудно комментировать конкретно этот эпизод, но я могу сказать так: работали мы много.
У нас не было понятия выходной, всегда находилось дело. Вот представьте, строился мощный объект – Красноярская ГЭС, строился новый город, с нуля, с палаток. Поэтому все посвящали себя труду. Несмотря на бытовые сложности, тяжелый труд, наши времена можно назвать золотыми.
Жили дружно, помогали друг другу, защищали наших девчат. В походы ходили, в клуб. Кстати, старый клуб деревянный вмещал в себя всего 200 человек. Поэтому право попасть на танцы или концерт еще надо было заслужить. Но потом недостатка в праздниках не было. К нам приезжали все знаменитости Советского Союза. И Юрий Гагарин, и известные артисты. Каких только звезд у нас в Дивногорске не было!
Когда станцию достроили и состоялся пуск, многие специалисты уехали. Но я, Юра Озорницкий и многие другие ветераны Красноярскгэсстроя остались. Хотя мысли такие всегда были. Ведь на Саяно-Шушенской ГЭС уже вовсю шли работы. Андрей Бочкин уже посылал туда людей и технику. Не скажу за Юру Озорницкого, но я остался, так как много времени отдавал работе с молодежью в комсомольском активе. Помогал решать бытовые проблемы: как учиться, где жить и отдыхать. Эта работа меня затянула, и бросить ее я не мог.
Имена строителей города и ГЭС дивногорцы чтят и берегут. Многих из тех, кто покорял Енисей, уже нет на этой земле. Но организация ветеранов Красноярскгэсстроя живет, в ней 1 100 человек, людей с большим жизненным опытом и личным вкладом в историю города и станции.
Фотографии Олега Кузьмина и из архива совета ветеранов — строителей Красноярсгэсстроя