В Красноярском крае добывается каждая десятая тонна российского черного золота. Угольная отрасль развивается здесь как одна из стратегических. Сибирская угольная энергетическая компания, крупнейшая в стране, применяет на предприятиях в регионе самую мощную технику, внедряет лучшие технологии. Но в первую очередь соблюдает высокие профессиональные стандарты и заботится о своих сотрудниках. В преддверии главного праздника угольщиков – Дня шахтера – компания уже многие годы проводит состязания «Лучший по профессии», которые стали одними из слагаемых укрепления трудового духа и успешного развития отрасли.
Спокойствие и опыт
Борьба за звание лучших по профессии проходит в течение полутора месяцев. Машинисты различных марок экскаваторов, локомотивов, вспомогательной техники, водители большегрузных автосамосвалов, специалисты по ремонту и обслуживанию горно-транспортного оборудования сервисных подразделений включились в масштабное состязание, цель которого – раскрыть потенциал каждого участника, показать грани мастерства и перспективы развития. На крупнейшем в России Бородинском угольном разрезе первыми в битву лучших ворвались машинисты бульдозеров. Пятеро участников, четверо из которых в соревновании дебютанты, уверенно отвечали на теоретические вопросы, показывали высший пилотаж управления сорокатонной машиной. Они разворачивались в узком кольце и проходили «змейку», не задев ни одного колышка, на всей скорости проезжали габаритные ворота, виртуозно сдвигали деревянные бруски, будто ювелиры, закрывали спичечный коробок рыхлителем и забивали гвоздь отвалом.
– В нашей работе всегда важны скорость и точность. Поэтому, хоть я и новичок в конкурсе, задания меня не испугали, – признался бульдозерист с пятилетним стажем Александр Соколов. Спокойствие и опыт помогли ему стать победителем соревнований.
Выступления машинистов экскаваторов – это золотой стандарт мастерства в угледобыче. Экипажи роторных экскаваторов ЭР-1250, третьих по величине горнодобывающих машин на Бородинском разрезе, управляют огромной махиной виртуозно. Между тем рядом с городской многоэтажкой самая высокая точка машины достигала бы седьмого этажа. А общий вес экскаватора – 700 тонн, столько весят два самолета Boing 747. Высота каждой из его 12 гусениц – 3 метра. А диаметр роторного колеса – более 6 метров. Дважды – в 2014 и 2017 годах – Бородинский разрез и задействованные здесь ЭР-1250 становились площадкой для всероссийских соревнований. И бородинцы всегда оказывались на высоте. В этом году одержал победу семейный дуэт отца и сына Ивановых, лидеров многочисленных профконкурсов и «Шахтерской олимпиады – 2017». На предприятии немало таких династий – мальчишки с детских лет, слушая рассказы отцов и дедов, впитывают уважение к мужской профессии с особой, присущей только ей суровой романтикой.
Болиды на старте
Конкурс объединяет десятки мастеров своего дела, людей, которые гордятся своей профессией и считают ее призванием. СУЭК поддерживает такое отношение к человеку труда, каким бы видом деятельности он ни занимался. А на площадке разреза общей целью связаны и экскаваторщики, и водители карьерных самосвалов, и монтеры пути, и электрослесари, и еще десятки разных специалистов. И все они доказали свой профессионализм. Будь то гонки на болидах весом 150 тонн (карьерных самосвалах) или «фейерверки» от электрогазосварщиков. А машинисты драглайна? На ЭШ-13/50 за победу боролись три конкурсанта. Они на скорость укладывали породу в отвалы, ковшом забрасывали мяч как можно дальше. За годы работы угольщики не утратили творческий азарт и желание оттачивать навыки.
– Мы все опытные машинисты, уверены в себе и любим свою технику и профессию, – поделился секретом мастерства участник Геннадий Соболев.
Конкурсы в предпраздничные дни проходили на всех предприятиях СУЭК в Красноярском крае. Чествовать их победителей и призеров будут в День шахтера.