Значимость под вопросом

Значимость под вопросом
Фото Андрея Бурмистрова

Государство может быть эффективным собственником. Для этого нужны не только грамотные управленцы, но и беспристрастный аудит, который позволяет вовремя выявить и устранить недочеты, сделать работу предприятий более прозрачной. На уровне региона такие формы проверки, в частности, инициируют депутаты Законодательного собрания. Парламентский контроль неоднократно показывал свою результативность и заставлял руководителей госкомпаний менять подходы в хозяйственной деятельности. И все это шло на пользу краю.

Центр транспортной логистики – государственное предприятие с почти двадцатилетней историей, которое обладало разными функциями на разных этапах жизни Красноярского края. Каковы результаты его хозяйственной деятельности, народные избранники проанализировали на совместном заседании комитетов по бюджету и экономической политике и по промышленной политике, транспорту и связи.

Инфраструктурные задачи

Предваряя рабочую встречу, председатель комитета по промышленной политике, транспорту и связи Владимир Демидов сказал:

– Для меня самым главным в работе этого предприятия является транспортный блок. Край имеет 100 % акций «ПассажирРечТранса», а сегодня у нас действительно аховое состояние пассажирского флота, и мы через это предприятие с помощью различных лизинговых схем хотим в ближайшие 2–3 года получить новые пассажирские корабли.

ЦТЛ принимает непосредственное участие и в управлении аэропортом: после продажи 51 % акций 49 % принадлежит краю через центр транспортной логистики. Немаловажна и тема «Краспригорода», так как благодаря этому предприятию осуществляются все пригородные сообщения в партнерстве с РЖД. Одним словом, предприятие «Центр транспортной логистики» не просто существует на бумаге, а действительно выполняет серьезные задачи.

Информацию о деятельности предприятия за 2017 год представили его директор Андрей Августинович и министр транспорта Константин Димитров. Из их докладов следовало, что основной деятельностью организации является содействие в создании современной инфраструктуры разных видов перевозок. ЦТЛ участвует в уставных капиталах ОАО «Краспригород» (49 %), ОАО «ПассажирРечТранс» (100 %), ЗАО «Эра-Групп» (49 %). С этими обществами связаны и перспективы развития предприятия. Говоря о финансовых показателях, докладчики отметили, что прибыль предприятия в 2017 году образовалась в размере почти 90 млн рублей, а общая сумма налогов, уплаченных в краевой бюджет, составила 47 млн.

Доход от аренды

Затем слово было предоставлено аудитору Счетной палаты Дмитрию Воропаеву. Он представил отчет по итогам проверки эффективности финансово-хозяйственной деятельности центра транспортной логистики, которую проводил контрольный орган.

Среди выводов прозвучало следующее. Уставом предприятия предусмотрены 22 вида деятельности, но в 2017 году фактически реализовывались только три – предоставление имущества в аренду, строительство зданий и сооружений, осуществление инвестиционной деятельности. С момента своего создания организация стала играть роль разнопланового исполнителя различных мероприятий в зависимости от задач, поставленных отраслевыми органами власти. Предприятие внесено в перечень социально значимых, но эта значимость может быть поставлена под сомнение. Разработка заданий и показателей социальной направленности в деятельности ЦТЛ не осуществлялась.

Объем выручки в 2017 году сложился в размере 184,4 млн рублей, что на 5,8 % выше уровня 2016 года и на 4,6 % превышает план. Но основным источником средств предприятия является пассивный доход, не зависящий от ежедневной деятельности (арендные платежи и проценты за пользование денежными средствами). Проверка установила недостатки и нарушения, связанные с установлением стратегического целеполагания, оплатой труда, рисками несвоевременного завершения работ, управлением имуществом, закупочной деятельностью. Кроме того, выявлены недостатки контроля и коррупционные риски.

После выступления аудитора Константин Димитров и Андрей Августинович дали ответы на ряд прозвучавших замечаний и заверили, что детальный план по их учету будет представлен не только в адрес Счетной палаты, но и депутатам Законодательного собрания.

Нужна прозрачность

Затем началось обсуждение. Первым задал вопрос Владимир Демидов. Он поинтересовался, за чей счет планируется реконструкция перрона старого терминала красноярского аэропорта и ремонта взлетно-посадочной полосы.

Андрей Августинович ответил, что правительством поставлена задача по привлечению внебюджетных источников. Что касается ВПП, то здесь ожидается федеральное финансирование.

Евгений Козин, проанализировав доклад Счетной палаты, заметил, что ЦТЛ выдавал займы под 3,7 % годовых.

– Не выгоднее ли держать средства в коммерческих банках? – спросил парламентарий.

Андрей Михайлович ответил, что структура займов разная, какие-то из них выдавались на краткосрочных условиях, и чтобы разобраться, нужно смотреть каждый договор.

Тему продолжил Сергей Титов, который спросил, почему ЦТЛ выдавал займы дирекции краевых телепрограмм или, к примеру, на строительство перинатального центра. Разве предприятие имеет к ним какое-то отношение? Ответ был следующим: правительством края ставилась задача, и ЦТЛ ее выполнял.

Вера Оськина спросила, почему из заявленных 22 видов деятельности ЦТЛ осуществлял только три. Константин Димитров заявил: чтобы избежать бюрократических процедур, организация максимально расширила перечень видов деятельности. Завтра перед ЦТЛ могут быть поставлены новые задачи, и их необходимо будет решать.

Виктор Кардашов заметил, что в отчете Счетной палаты значилось «дипломатическое» предложение правительству – рассмотреть перспективы дальнейшей деятельности ЦТЛ, поэтому краевым властям стоит над этим серьезно задуматься.

Владислав Зырянов обозначил свою позицию:

– По моему мнению, когда создавался ЦТЛ, цель была благая. Но сейчас мы получили посредника, который ничего не производит, является балансодержателем государственных денег и уходит от конкурсных процедур, аукционов и так далее.

Свои замечания и предложения также высказали Людмила Магомедова, Сергей Зяблов, Владимир Чащин, Валерий Фарукшин, Александр Бойченко.

Председатель комитета по бюджету и экономической политике Егор Васильев высказал такое мнение:

– Все проблемы, которые были обозначены, происходят от недостатка прозрачности деятельности ЦТЛ. Фактически мы не понимаем, что происходит на предприятии в течение года, как формулируются директивы, кто их доводит, как принимаются решения о выдаче займов. В этом смысле есть предложение сделать деятельность центра прозрачной.

По итогам дискуссии депутаты приняли информацию к сведению и направили предложение правительству края рассмотреть целесообразность и перспективы развития госпредприятия «Центр транспортной логистики».

ПЕРСПЕКТИВА

Планы развития центра транспортной логистики связаны с завершением реконструкции перрона в аэропорту Красноярск, созданием центра технического обслуживания судов на базе ангарного комплекса, реконструкцией магистральной рулежной дорожки, ремонтом взлетно-посадочной полосы и приобретением воздушных судов. В сфере железнодорожного транспорта планируется управление и контроль за пригородными перевозками, а в водном – разработка проекта речного пассажирского судна и приобретение его в лизинг.

 

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
16 июля 2024
Чумовое детство
Вступили в силу изменения, которые были внесены в приказ Минпросвещения от 2020 года о порядке образовательной деятельности, в том числе
Без рубрики
15 июля 2024
Как распознать соотечественника
Внесенный в Госдуму законопроект о радикальном сужении круга лиц, которым предоставляются льготы по программе переселения соотечественников, возбудил в экспертном сообществе
Без рубрики
15 июля 2024
Афиша событий в Красноярске с 15 по 21 июля
Лестницу, ведущую на Торгашинский хребет, закрыли на обслуживание до 28 июля. На фотографии: историческая реконструкция на фестивале «Енисейский форпост». Понедельник.