Значит, мы работали не зря

Значит, мы работали не зря

Дорогие читатели! Завершился 2020 год, а вместе с ним – и наш проект «Краевые сороковые», посвященный 75-летию Великой Победы. Этот выпуск заключительный. Всего на страницах НКК их вышло 43.

Год назад, когда мы решили, что будем делать серию публикаций, посвященных 75-летию Победы, в качестве главной темы предлагались разные: рассказать о ветеранах войны в каждом районе, устроить конкурс сочинений среди школьников, проехаться по музеям края…

Но потом кто-то предложил: а давайте посвятим проект тому, как жили люди в тылу во время войны, как помогали фронту. Ведь это огромный пласт жизни, героическая страница в истории края, и если начать собирать материалы, можно найти много интересного.

За эту идею мы проголосовали единогласно. И не пожалели. Потому что тема оказалась богатой, очень разносторонней. Материалов об этом периоде нашей истории много: написаны книги, есть архивные документы, сохранились газеты. Особенно интересно было работать с местными краеведческими, школьными и ведомственными музеями.

Вроде бы ничего не упустили, постарались охватить все аспекты жизни края в годы войны. Рассказали, как эвакуировались в Сибирь предприятия и учебные заведения из-за Урала. Вспомнили, как жило село в годы войны, как героически трудились в тылу женщины, дети и старики, отдавая фронту последнее. Как быстро промышленность встала на военные рельсы. Не забыли о госпиталях, которых было много в крае. Рассказали, как работала культура, как издавались газеты…

Но многое все же осталось за рамками – материалов оказалось больше, чем могли вместить газетные страницы, отведенные для проекта. Знаю, как жалко было коллегам резать свои тексты, как трудно было выбрать самое важное, чем-то приходилось жертвовать.

Например, я писал о работе железной дороги в 40-е. И просто утонул в теме: там столько интересных фактов, воспоминаний. Чего стоит одна только газета «Красноярский железнодорожник» – в войну она выходила регулярно и была похожа на фронтовую: сводки, приказы, полувоенный язык заметок, которые хотелось перепечатать все.

Работа правоохранительных органов в годы войны – это захватывающий многосерийный детектив. Его мы коснулись только краешком.

Поэтому не исключено, что еще вернемся к этим темам в наших следующих публикациях.

К сожалению, в современном обществе все чаще можно услышать из уст Иванов, не помнящих родства: сколько можно ворошить прошлое и бередить раны, зачем «носиться с этой войной», пора уже поставить точку, 75 лет прошло…

Знаете, если без пафоса, красивых слов о памяти поколений и патриотизме, я скажу, зачем «носиться».

Да хотя бы затем, чтобы иметь возможность сравнить, как жили наши предки, которые рвали жилы, спасая страну, и как живем сегодня мы – в сытости, тепле, мире и покое.

Как ничтожны наши глобальные проблемы (автомобили подорожали, на курорты ездить запретили) по сравнению с «мелкими» проблемами детей из Новоселовского района, которые в войну осенью до посинения, голодные и полураздетые, вкалывали на колхозных полях – не за айфон или поход в пиццерию, а за черную ржаную лепешку, которую и съесть-то самому было нельзя, а надо было разделить с младшими братьями и сестрами. Читал воспоминания детей войны – сердце кровью обливалось.

Слышу возражения: зачем сравнивать, тогда было одно время, сейчас другое…

А надо сравнивать, надо. Чтобы ценить то, что имеем, и не гневить Бога, жалуясь на «трудные времена». Имея при этом возможность выбора из двадцати сортов хлеба, двести спутниковых телеканалов и восьмичасовой рабочий день с хорошей зарплатой, а не палочки за трудодни.

Есть в материалах проекта один эпизод, как 17-летние девчонки работали в войну помощниками машинистов. Сутками не сходили с паровоза, долбили мерзлый уголь кайлом и кидали его в топку. По 30 тонн за смену. Вручную! Шатаясь от усталости. А бросить лопату было нельзя – поезда шли на фронт один за другим.

Я подумал: не дай бог современным детям такое. Пусть уж лучше придуриваются в «Тик-Токе» и ходят на митинги «за свободу» – ее им, видимо, очень не хватает.

Наш проект – для тех, кто ухмыляется, услышав от стариков «лишь бы не было войны». Читайте эти материалы. Думайте. И если ваше сердце дрогнет, если вы поймете, что жить без войны – это огромное, непередаваемое счастье, значит, мы работали не зря.

«Абсолютно бездонная тема»

Журналисты НКК делятся своими впечатлениями о работе над проектом «Краевые сороковые».

Андрей Курочкин:

– До сих пор Михаил Семенович Годенко представлялся мне этакой глыбой – Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, основатель всемирно известного ансамбля… А на фронте он был тот еще заводила, как Василий Теркин. Стеснялся того, что танцует в военном ансамбле, удрал на передовую и вернулся обратно только под угрозой расстрела.

Юлия Шленко:

– Как журналиста меня поразило, что в июле 1944 года в Шушенском районе началась работа по созданию районной газеты. В сложное время, когда страна уже четыре года воевала, люди жили впроголодь, трудились с утра и до ночи! Редактор «Искры Ильича» (М. Свиридов) возил тираж на попутках в Минусинск, взвалив экземпляры на плечо. Каждый житель страны и в тылу, и на фронте в то военное время приближал победу своим трудом, люди прошли через немыслимые испытания.

Вячеслав Засыпкин:

– 40-е в Красноярском крае – абсолютно бездонная тема. Романы можно писать о жизни тыла. Меня больше всего поразил Норильск военного времени. С одной стороны – Голгофа Норильлага. С другой – совершенно невероятные люди, которые смогли организовать на этом обитаемом острове в Заполярье производство буквально всего, начиная от локомотивов и заканчивая бумагой. Которые заставили даже саму пургу расчищать железнодорожные пути, придумав хитроумные приспособления для этого.

Елена Лалетина:

– Для меня было удивительным то, что во время войны не забывали о культуре. Голод, холод, каждый день с фронта приходят похоронки, а в театрах ставят новые спектакли, в кино идут новые картины, в районы отправляются артисты с выездными концертами. Тогда говорили, что песни народу были нужны как воздух. Может, именно благодаря им и выстоял советский народ в той войне?

Светлана Буренко:

– Проект заставил совершенно по-другому посмотреть на то, что происходило в нынешнем 2020 году. Сопоставить негодующие отзывы родителей и детей о «дистанционке» и события 40-х, когда ученики тоже не доходили до школы – потому что шли в поля и стояли за станками по 12 часов в сутки. Перелистывая пожелтевшие страницы газет, которые беспристрастно описывали, как люди в одночасье теряли всю семью, возвращались с войны калеками и снова находили в себе силы жить, я невольно задавалась вопросом: почему же их потомки не способны спокойно справиться даже с небольшими ограничениями, неизбежными в пандемию?

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
26 апреля 2024
Доброе дело
Капризная сибирская погода с неожиданным апрельским снегопадом не помешала нефтяникам «РН-Ванкор» провести в минувшие выходные субботник в детском реабилитационном центре
Без рубрики
26 апреля 2024
С заботой о людях Севера
«РН-Ванкор» стал главным партнером Дня оленевода на Таймыре – на территории, где компания «Роснефть» сегодня воплощает в жизнь свой флагманский
Без рубрики
26 апреля 2024
Счетная палата края: на селе необходимо сохранять профессиональное образование
Дефицит педагогов, старое оборудование и уменьшение количества осваиваемых профессий. Это лишь часть выводов, к которым пришли аудиторы Счетной палаты Красноярского