В вузах Красноярского края начался прием документов в магистратуру. Двухступенчатая система высшего образования существует в стране уже несколько лет, но многие до сих пор не понимают отличие этой формы обучения от бакалавриата. И тем более не догадываются о возможности получения второго высшего бесплатно.
Не спешить с выбором
Необходимость поменять профессию возникает не так уж и редко. Зачастую выбор специальности после окончания школы зависит от предпочтений родителей, баллов ЕГЭ и других факторов, которые имеют мало общего с осознанным решением. И хотя магистратура – это прежде всего продолжение обучения на бакалавриате по уже выбранному профилю, бывают и исключения.
Формально ограничений нет. Ни для тех, кто хочет стать психологом, получив образование биолога, ни для юристов, мечтающих о молекулярной физике. Вступительные испытания при этом обязательны. Программа испытаний известна заранее.
В магистратуре есть только узкоспециализированные предметы. Поэтому она нередко воспринимается как дополнение к уже полученной профессии. К примеру, руководитель осознает, что базового технического уже не хватает, и подает документы на поступление в магистратуру по менеджменту.
– Я бы советовала выпускникам первого уровня не спешить с выбором магистратуры, а отправиться на предприятие и после этого понять, какие знания им потребуются еще, — говорит Ольга Осипенко, заместитель проректора СФУ по учебной части. – Ведь преимущество магистратуры в том, что эта ступень фактически не привязана по образовательному набору к первому уровню образования. К примеру, экономисту, ушедшему на крупное химическое производство, могут понадобиться знания отрасли. Важно, что у выпускников бакалавриата сохраняется право учиться в магистратуре бесплатно, если они поступают впервые. В этом году в СФУ будет заявлено к приему 1 500 мест.
Но как быть, если четкого представления о будущем месте работы нет? И вообще, насколько такой специалист будет востребован у работодателей?
– Наверное, для 90 процентов работодателей важно просто наличие высшего образования, – поясняет директор «Орион-Персонал» Ольга Орлова. – Большинство из них просто не знают различия между магистром и бакалавром, поэтому не обращают внимания на то, что магистратура окончена по одному направлению, бакалавриат – по другому.
Однако это справедливо не во всех случаях. И не всякую специальность можно освоить, не имея предварительной базы.
Решается индивидуально
Меня, к примеру, всегда интересовала профессия архитектора – в школе часами чертила проекты домов, искала литературу, чтобы понять – как строили здания в античности… Но это же не означает, что я могу сменить профессию, подав документы в магистратуру? Ради интереса набрала телефон специалиста.
В вузе пояснили: теоретически, конечно, есть возможность поступить даже и на бюджетное место. Но фактически вероятность такого поворота судьбы равна нулю. Тем более вступительные испытания начинаются с клаузуры – необходимо будет представить эскизный проект здания, что само по себе предполагает определенную подготовку и понимание основ. Мне посоветовали осваивать профессию, начиная с бакалавриата. В противном случае шансов на трудоустройство также немного.
– Если речь идет именно о нашей профессии, я бы даже разговаривать не стал, – сообщил архитектор Михаил Меркулов. – Архитекторы учатся начиная с 5-го класса рисовать, а потом – специальным предметам. В нашей сфере работать при отсутствии базовых знаний невозможно.
Интересно, а насколько окажутся востребованными «переучившиеся» юристы, если предположить, что вместо римского права на начальных курсах вуза человек осваивал строение растений или математику?
– Вопрос будет решаться индивидуально в каждом случае, – считает председатель коллегии адвокатов Александр Шпагин. – Безусловно, предпочтение отдадут тем, у кого и бакалавриат – юридический. Но, в принципе, человек с базовым экономическим образованием, окончивший юридическую магистратуру, может быть не худшим специалистом и вполне успешно работать.
Все реально
Наталья Домбровская по первому образованию филолог. Второе, полученное в магистратуре, звучит как «управление качеством в производственно-технологических системах». Причем второй диплом у нее красный.
– После бакалавриата продолжать образование по профилю не хотелось, – рассказывает она. – Возникли другие интересы. Выбор пал на профессию, которая предполагает отслеживание качества продукции, последовательность процессов. Это работа со стандартами, ГОСТами. Сначала было трудно. Сложно адаптироваться, когда привык к гуманитарному формату. Одно дело – после школы поступать, там ты постепенно погружаешься в процесс, а здесь вся группа – это люди, которые повышают свою квалификацию, и только ты начинаешь с азов, базы нет. Мне помогали преподаватели, относились с пониманием, но сразу сказали: поблажек не будет, бери учебники и занимайся. Я могу сказать, что все реально. Было бы желание.
Магистратура – если выбор сделан правильно – может значительно повысить привлекательность соискателя на рынке труда.
Совместные программы с крупными предприятиями дают возможность подготовить специалиста для работы в конкретной организации. Набор модулей формируется с учетом тех задач, которые предстоит решать в дальнейшем. К примеру, в этом году Красцветмет совместно с СФУ начал готовить инженеров.
– Это позволит выпускать квалифицированные кадры, а также обеспечивать переподготовку сотрудников предприятия, не имеющих специального образования, – рассказывает генеральный директор ОАО «Красцветмет» Михаил Дягилев. – Таким образом мы рассчитываем устранить разрыв между программами подготовки инженеров и реальными требованиями металлургических предприятий.
В прошлом году в СФУ открылся набор магистров – инженеров-конструкторов для инновационных производств. В модулях – технологическое предпринимательство, занятия по английскому языку, зарубежные стажировки. Предполагается, что выпускники будут не только разрабатывать продукт, но и «доводить» его до стадии промышленного производства.
Человек, который получил базовое образование, например, биологическое, химическое, сейчас может, с учетом новых потребностей рынка труда, выбрать одно из направлений на стыке специальностей. Получается, что магистратура – полезный инструмент, если умело им пользоваться.