Услуги по написанию научных работ отныне нельзя рекламировать – соответствующие поправки внесены в закон «О рекламе». Нарушителям грозят солидные штрафы, однако наше собственное исследование рынка показало – бизнес по продаже дипломов не исчезнет, а игроки не планируют уходить в подполье. Большинство каналов распространения информации, используемых дельцами, де-юре не является рекламой, а потому это не будет считаться нарушением.
Думают не о том
В краевом управлении Федеральной антимонопольной службы, в чьем ведении борьба с незаконной рекламой, сообщили: поправки вступили в силу. Нарушающим правила юридическим лицам грозит штраф от 100 тыс. до 500 тыс. рублей, должностным – от 4 тыс. до 20 тыс., физлицам – от 2 тыс. до 2,5 тыс. рублей.
В половине случаев дипломы «на заказ» делают преподаватели, которые затем принимают у студентов свои же собственные труды. Эксперты оценивают объем рынка теневых научных работ в целом по стране в семь миллиардов рублей, хотя реальная цифра может быть больше.
Официальной статистики по регионам, естественно, не существует, однако достаточно открыть любую газету объявлений, поисковик в Интернете или приглядеться к рекламным листовкам на улицах, чтобы убедиться – количество предложений в этой сфере огромно. Работают в отрасли как преподаватели-одиночки, так и целые научные коллективы. Есть даже большие корпорации, предлагающие услуги по всей России – обычно это посредники, которые за определенный процент сводят студента и специалиста.
Инициаторы поправок в закон считают: ужесточение наказания позволит снизить процент украденных работ, которые студенты выдают за свои, и повысить уровень обучения. По оценке российской Ассоциации интернет-издателей, сегодня треть всех дипломов – сборная «солянка» из нескольких источников, приготовленная отнюдь не студентами.
Проблема плагиата даже не в использовании пресловутой интеллектуальной собственности, а в том, что студенты отучаются думать, анализировать, работать с источниками самостоятельно. Такие выпускники вуза немного смыслят в специальности.
И самое страшное, что некоторые из них все-таки идут в профессию – учителями, инженерами, технологами…
Еще одна сторона медали – диссертации, которые пишутся для уже состоявшихся специалистов. Работа может быть даже оригинальной от и до, однако сам «автор» обыкновенно не прикладывает к этому ни малейших усилий (в лучшем случае – читает).
В Ассоциации считают, следующим после принятия закона действием должна стать массированная атака на всех нарушителей. Однако проблемы как раз возникают на этапе правоприменения.
Уровни оригинальности
Несмотря на запрет, рекламы «дипломов на заказ» в Интернете не убавилось. Поисковик выдает массу ссылок на компании, предлагающие работы на любую тему практически во всех городах страны. В одной из фирм, к примеру, нам пообещали выполнить заказ за считаные дни и даже предложили несколько уровней «эксклюзивности» самой работы – от 10 до 100 % – от этого зависит цена и качество материала. Консультант посоветовала не увлекаться оригинальностью, в большинстве случаев для беспроблемного прохождения защиты в вузе хватит 60–80 %. В фирме даже дают «гарантию» – все труды проверяются на плагиат по специальным программам, а с клиентом подписывается договор. О запрете рекламы здесь слышали, но сворачивать бизнес не собираются.
Запреты и вправду помеха лишь отчасти.
В Красноярском УФАС пояснили: поправки касаются исключительно рекламы, но не самого вида деятельности. Получился законотворческий конфуз – рекламировать «продажу дипломов» нельзя, а продавать напрямую не запрещено.
Тут нужно пояснить: не все то, что обыватель считает рекламой, де-юре является таковой.
Поправки действительно позволят убрать прямые предложения о продаже дипломов из печатных изданий и ТВ, однако в интернет-пространстве кардинально ситуация не изменится.
– Информация на официальном сайте производителя или продавца с целью донесения до потребителя сведений об ассортименте без выделения определенного товара не является рекламой. Также информация в социальных сетях в большинстве случаев не реклама. Объявления физических лиц, не направленные на предпринимательскую деятельность, тоже не реклама, – сообщил представитель Красноярского УФАС.
Можете поэкспериментировать: наберите в поисковике «купить диплом» – рекламными будут считаться лишь первые несколько ссылок (обычно они даже обозначаются соответствующим значком). Все остальное – справочная информация. Таков закон.
При этом в ведомстве признают: чаще всего торговлей и изготовлением научных работ занимаются именно частники, а наиболее эффективным способом продвижения считаются как раз социальные сети и сарафанное радио.
Тимофей Г., занимающийся «конвейерным производством» курсовых работ, трудится как через фирму-посредника, так и напрямую выходит на покупателя:
– Оба варианта приемлемы, хотя сверхприбыли тут нет. Через фирму приходится отдавать процент, однако здесь выгода за счет массовости. При работе напрямую все уходит мне. Курсовая делается за считаные десятки минут при надлежащем навыке. Качество таких творений обычно невысокое, здесь не нужно маскировать плагиат, как это требуется при подготовке дипломной работы, – признается Тимофей.
В Красноярском управлении Федеральной антимонопольной службы посоветовали гражданам при обнаружении рекламы по продаже дипломов обращаться в ведомство по адресу: 660017, Красноярск, пр. Мира, 81д. E-mail: to24@fas.gov.ru. При этом важно предоставить доказательство нарушения – скрин странички в Интернете или фотографию рекламного штендера.
Плагиат = коррупция
КОММЕНТАРИЙ
Антонида ЛУКИНА, профессор Сибирского федерального университета
– Существующая ситуация – это плевок всем студентам и преподавателям. Какой специалист получится, если он диплом купил. Он не будет знать ничего, а потом у нас будут краны падать, пациенты умирать. Это безумие, что такая услуга вообще существует.
Я бы привлекала организации, которые занимаются продажей дипломов, к уголовной ответственности. По сути, это узаконенный обман. Студент – это тот, кто учится, кто получает знания. Покупка дипломной работы – та же самая коррупция. В половине этих организаций работают преподаватели, которые потом у тех же студентов все принимают.