Наверное, каждый хотя бы раз в жизни задавался этим вопросом. Кто-то скажет, что они ограничивают деятельность человека. Приводят вся и всех к одному знаменателю, усредняют и формализуют… Но так ли это? Тему стоит изучить глубже хотя бы для того, чтобы понять – стандарты создают систему, некий свод правил, соблюдение которых гарантирует успешный результат, определенный уровень качества и внимания к конкретно взятому человеку.
Взаимная выгода
В последние годы стандарты вводятся в самых разных видах человеческой деятельности – производственной, экономической, социальной. Делается это к обоюдной выгоде всех участвующих в подобных процессах сторон. Поставщик услуг таким образом формирует свою репутацию, становится более эффективным и конкурентоспособным. Потребитель начинает четко понимать, что ему положено и что он, в соответствии с этими стандартами, может потребовать.
Представьте – вы пришли в магазин, в котором продавцы работают по каким-то своим понятиям. Каждый общается с покупателями как может. Кто-то лучше, кто-то хуже. Кого-то из продавцов клиенты уважают, кого-то стараются обходить стороной. Происходит так потому, что нет четко сформулированных требований, стандартов по работе с клиентами. В самых крайних случаях это может привести к тому, что покупатель начнет чувствовать себя прямо-таки лишней фигурой в магазине. Чтобы эту ситуацию исправить, нужно двигаться в определенном направлении. Его-то и задают стандарты, благодаря которым любой гражданин знает, на что он может рассчитывать.
Базовый стержень
Образовательные стандарты, которые сейчас внедряются в России, специалисты называют базовым стержнем отрасли. Слишком уж много развелось у нас программ по обязательным и необязательным предметам. Для обеспечения порядка в этом хаосе как раз и потребовался стержень, в котором содержатся основные требования к образованию на каждом его уровне.
Во-первых, это нужно, чтобы гарантировать качество. Чтобы гражданин в любой точке страны мог получить единые базовые основы образования. Чтобы в случае переезда, например, из Мотыгино в Красноярск он мог продолжить получать образование, не выбиваясь из процесса.
Во-вторых, стандарт в образовании – это основа для продвижения с уровня на уровень. В-третьих, это залог того, что человек получит документ государственного образца.
Ключевое понятие в образовательном стандарте – это требования. Требования к структуре программы, к условиям ее реализации и к результату. Прежде чем требовать от ученика результат, нужно создать условия. Они включают в себя требования к безопасности в учреждении, к оснащению кабинетов, сохранению здоровья детей, организации питания, обеспечению учебниками и так далее. В каждом детсаду, школе, техникуме или вузе стандарт устанавливает набор таких обязательных условий.
Второй блок – требования стандарта к той образовательной программе, которую на основе примерной разрабатывает для себя каждая школа. Эти требования определяют содержание программы, ее структуру. Опираясь на них, сейчас и создается современная образовательная среда, в которой у детей появится больше возможностей получить качественное образование.
Гарантия помощи
Вопросы стандартов ключевые и в сфере здравоохранения. Поскольку именно они являются гарантией качества оказания медицинских услуг. Мало того, стандарт качества медицинской помощи – это в том числе защита пациента от плохо образованных, непрофессиональных врачей, которые не делают всего необходимого для определения и лечения заболевания. А также от тех, кто назначает лечебные манипуляции по максимуму: иногда из-за неуверенности в своей квалификации, но чаще для того, чтобы получить от пациента максимум средств.
С 1 января 2013 года по закону «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» выполнение порядков и стандартов оказания медицинской помощи в поликлиниках и больницах страны стало обязательным. Порядки описывают то, как в принципе должен быть организован лечебно-диагностический процесс, а стандарт применим к конкретному больному. В нем есть описание перечня лечебно-диагностических услуг, применяемых лекарственных препаратов, частота и дозы их использования, а также виды хирургического и прочих вмешательств. Ту же гипертонию можно лечить несколькими классами препаратов. Все они в стандарте перечислены, описаны представители основных классов, определена примерная частота их применения.
Многие опасаются: лечить по стандарту – значит, всех под одну гребенку. Врачи поясняют: пациенты давным-давно лечатся по стандартам, согласованным с территориальными фондами ОМС. Тут надо говорить о другом: некоторые фонды загоняли лечебные учреждения в слишком узкие рамки. Федеральные стандарты для того и созданы, чтобы определять оптимальные значения. В них достаточно широкие границы. Например, по стандарту частота рентгена грудной клетки выше, чем частота компьютерной томографии. Но обе процедуры определяются целесообразностью и возможностями учреждения. И если пациенту необходимо сделать КТ, а ее в данном учреждении не делают, то вступает в действие порядок оказания помощи – и пациент переводится в другую больницу или проходит там обследование без перевода.
То же самое касается времени ожидания приема у врача или прибытия скорой. У слова «порядок» только один смысл. И новые требования помогают навести его везде. Есть уже целые отрасли медицины, где чем точнее выполняются клинические рекомендации, порядки и стандарты, тем лучше результат. Это, например, онкогематология. Там применяются жесткие схемы, за которыми стоит колоссальный клинический опыт. По жестким стандартам работают те же реаниматологи и неврологи – когда больной поступает с подозрением на инсульт.
Зерно прогресса
Знаменитый американский промышленник Генри Форд, который произвел настоящую революцию в автомобилестроении, говорил так: «Если вы понимаете «стандарт» как лучшее из достигнутого на сегодняшний день и завтра это лучшее нужно будет внедрять в практику, вы на верном пути. Но если вы понимаете стандарт как ограничение, прогресс остановится». Собственно, о том и речь – меняться самим, менять условия, в которых мы живем, подчиняя их при этом понятным для всех правилам, законам и требованиям.
Победа над бездорожьем
Вряд ли кто-то поставит под сомнение тот факт, что движение на дорогах сейчас совсем не то, что было 20 лет назад. Существенно возрос и тоннаж автомашин. При этом большинство нормативов, действующих в дорожной отрасли, было принято еще в прошлом веке и безнадежно устарело. Асфальт, укладываемый по старым правилам, по определению не может служить долго. Специалисты пытаются с этим как-то бороться, придумать что-то новое, но в то же время признают: в принятии решения при назначении ремонтов слишком велика роль человеческого фактора. А это большой недостаток.
Именно поэтому в Красноярском краевом управлении автомобильных дорог делают ставку на разработку собственных стандартов. Всего их на данный момент 28. Они устанавливают общие требования к качеству разметки, металлических ограждений, устройству покрытий и многому другому. В том числе – к самой периодичности работ.
– Самая главная технология, которая определяет высокое качество автомобильных дорог, – это их своевременный ремонт, – говорит руководитель КРУДОР Вячеслав Цышук. – Для асфальтобетонной дороги раз в шесть-восемь лет надо пересматривать сроки износа. Это будет самая новая технология. Никогда в России она еще не применялась. Реновационный цикл в России составляет примерно 20 лет. Снижение длины этого цикла будет главным залогом победы над бездорожьем.