Легендарная земля – таинственная и златокипящая, весть о богатстве которой доходила до многих государств. Сюда стремились попасть промышленники и торговцы. Ее именем сегодня называют самые успешные предприятия. Все это о прародителе Туруханска, первом заполярном городе, образованном в XVII веке, – о Мангазее.
Была. Кипела
– Музей для того и создан, чтобы отражать быт народов, окружающую природу и историю территории, – говорит директор Туруханского краеведческого музея Татьяна Сергиенко. И она права. Где, как не в музее, найдешь те крупицы истории, о которых в наши дни уже ничего не напоминает, кроме легенд и работ исследователей-археологов?
Туруханск сегодня – современный населенный пункт, в котором царит цивилизация. От всех остальных районов Красноярского края отличается он разве что своей удаленностью, отрезанностью от центра региона. А в XVII веке именно отсюда шло освоение земли сибирской, люди Туруханской территории стали первооткрывателями Якутии и составили первую карту реки Лены.
Правда, назывался населенный пункт тогда не Туруханск, а Мангазея – в существовании которой долгое время сомневались историки, спорили, искали. И нашли документальные подтверждения – была, процветала, кипела, вносила свой вклад в развитие русской культуры в Заполярье.
Первый город Заполярья
О том, что поморы ходили на кочах за Камень, как тогда называли Уральские горы, до Обской губы, а там и к реке Мангазейке до впадения ее в реку Таз, первые упоминания в новгородских летописях появились еще в XV веке. Коренное население, проживающее в этих землях, русские называли самоедами или молгонзеями. От имени князя Маказея и пошло название города, который в 1601 году поставили стрельцы Бориса Годунова на правом берегу реки Таз, в 180 километрах к югу от впадения ее в Северный Ледовитый океан. Так возник первый город за полярным кругом – Мангазея.
Цель его основания – установление правительственного контроля за мангазейским морским ходом, ведущим в богатую пушниной страну, и создание базы для дальнейшего освоения севера Сибири. А мангазейский морской ход, соединявший Беломорье с Приобьем, в те годы был весьма оживленной торговой магистралью. Через него в Архангельск и Холмогоры вывозились сотни тысяч шкурок пушного зверя, а из Беломорья в Сибирь доставлялись хлеб, мука, соль и другие товары. Большие обороты торговли привлекали сюда сотни купцов и промышленников.
«Мангазея в старину – это золотое дно, своего рода Калифорния, куда стремились за добычей драгоценного пушного зверя жители северных губерний», – писал дореволюционный исследователь истории Сибири Оболенский.
О богатстве города ходили легенды, за Мангазеей прочно закрепилось прозвание «златокипящая». Только за 1630–1637 годы отсюда было вывезено около полумиллиона шкурок соболей! И каких! О которых мечтали купцы Голландии, Германии, Англии.
Торговые связи заполярного города выходили далеко за пределы России: через поморские города он был связан с крупными компаниями Западной Европы.
70 лет процветания
Крепость Мангазея была построена к 1607 году. Она представляла собой кремль, состоящий из пяти башен – четыре по углам острога и одна в центре, и крепостных стен шириной три метра. Общая длина стен была 240 метров. Внутри две церкви, дом воеводы, избы служилых людей, таможня, съезжая изба и тюрьма.
Макет острога – в центре экспозиции Туруханского краеведческого музея. А по краям в витринах – находки археологов. Ученые трудятся на раскопках Мангазеи уже более ста лет. Только благодаря их труду удалось сохранить память об этом уникальном поселении – прародителе современного Туруханска.
Просуществовала крепость всего 70 лет. Затем служилые люди ее оставили. Сегодня называют разные причины: от исчезновения соболей в окрестных лесах до междоусобицы между двумя воеводами. Тем не менее в 1671 году мангазейский гарнизон получил предписание покинуть город и вместе с жителями следовать в туруханское зимовье на реке Турухан. Здесь была основана Новая Мангазея, которая стала столицей Туруханского края (образован в 1735 году). Около Новой Мангазеи долгое время проводилась ежегодная ярмарка, на которую съезжались люди из самых отдаленных мест Сибири. А в 1780 году город – наследник златокипящей Мангазеи был переименован в Туруханск.
Впрочем, сейчас этот населенный пункт носит имя Старого Туруханска. Новый – центр современного Туруханского района – переехал в село Монастырское, выстроенное вокруг Свято-Троицкого монастыря.
Монастырское чудо
В Туруханске история прячется за каждым углом. Пройдешь по высоким травам на берегу реки – и перед тобой открывается строгое здание Свято-Троицкого Туруханского мужского монастыря.
В 1657 году в 30 верстах от Мангазеи высадился на пустынный берег Енисея в месте впадения в него Нижней Тунгуски монах Тихон. Построил часовню и келью и приготовился к долгому пустынножительству.
Не удалось его планам сбыться, начали стекаться к нему люди. И к 1660 году собралось вокруг Тихона много братии. На месте часовни построили храм Живоначальной Троицы. Тихон принял сан священника и встал во главе монастыря.
Со временем вокруг монастыря выросло целое поселение.
В 1805 году на месте деревянной церкви построили белокаменный храм. И с тех пор он не менялся. Только в смутные революционные времена снесли у него надалтарную часть и ярус колокольни. Но храм остался. В 90-х годах прошлого века здесь возродилась монашеская жизнь. Сейчас к Туруханскому монастырю приписаны три монаха.
Говорят, расцвет монастыря начался, когда в него перенесли мощи святого Василия Мангазейского. Повезло Туруханскому району, есть у него свой святой. По преданию, прославился паренек из златокипящей Мангазеи, взятый купцом управляющим продажей товаров, своей кротостью, честностью и верой. Не прервал пасхальной молитвы, даже когда хозяин обвинил его в воровстве, затем выдержал все истязания мучителя. Умер от удара связкой амбарных ключей и был похоронен. А затем начались чудеса. Через несколько лет после пожара в Мангазее гроб мученика выступил из земли. Люди приходили к нему и исцелялись.
Мощи святого Василия Мангазейского и сегодня хранятся в храме. Приезжают в Туруханский монастырь паломники – поклониться святому, приложиться к раке с мощами, попросить о чуде.
Отсюда бежать некуда
Туруханский район – край ссыльных и переселенцев. Первым местом политической ссылки стал тот самый Свято-Троицкий монастырь. Сюда отправляли участников крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева, декабрьского восстания 1825 года, польских повстанцев.
– Здесь искони живут Поповы, Петровы, Краснопеевы, Чалкины. Все они потомки ссыльных, переселенцев или спецпереселенцев, – рассказывает Татьяна Сергиенко. – Но история декабристов особая.
Сюда, за полярный круг, сослали несколько участников декабрьского восстания. Многие не выдержали суровых условий (Бобрищев-Пушкин и Шеховской в результате мозговой горячки потеряли разум и умерли), а Лисовский и Аврамов нашли здесь свое счастье – женились на местных девушках, у них родились дети. Семьи декабристов уехали с Севера, но потомки женщин до сих пор живут в Туруханском районе и носят популярные в этих местах фамилии – Даурские и Петровы.
А с 1906 года Туруханский край становится районом массовой уголовной и политической ссылки. Здесь побывали сотни эсеров, анархистов, социал-демократов, деятелей Октябрьской революции и будущих руководителей Советского государства.
В Курейке отбывал ссылку Иосиф Сталин, в Туруханске – Яков Свердлов и Сурен Спандарян.
Музей в Курейке – в домике, где два года ссылки квартировал Сталин, открыли еще в 1938 году. А в 1949-м, к 70-летию генералиссимуса, решили построить пантеон. К 1952 году домик спрятали под крышу огромного здания, на входе поставили 10-метровую скульптуру вождя.
До 1953 года посещение этого пантеона было обязательным для всех пароходов, шедших мимо Курейки. Во время хрущевской оттепели музей закрыли, домик разобрали. А в 90-х пантеон сгорел, статую Сталина бросили в прорубь.
Но дома Свердлова и Спандаряна сохранить удалось. Экспозиция в них рассказывает не столько о жизни революционных деятелей (хотя сохранились здесь и стулья, на которых сиживал Свердлов, и топчан, на котором спал Иосиф Сталин, приезжая в гости к соратникам по революционной борьбе), сколько о Туруханске начала ХХ века. Деревянном и низкорослом, с некрашеными скоблеными полами и керосиновыми лампами.
Впрочем, развивалось село во многом благодаря тем самым ссыльным и переселенцам. Например, в 1912–1916 годах руками ссыльных был построен телеграф. А в 1915 году по инициативе Свердлова открыли потребительский кооператив, который объединил все станки Туруханского края.
В неописуемых условиях
Советская власть Туруханский район вновь использовала как место заключения. До 1953 года здесь действовало отделение ГУЛАГа.
В 1924 году с партией репрессированных прибыл в село Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. Он работал в местной больнице и ходил на службы в мужской монастырь. Оперировал и лечил жителей северного станка Плахино, куда сослали святителя Луку за случайное слово.
В Туруханском краеведческом музее хранится память о легендарном докторе – проектор-лупа и набор диапозитивов на библейские темы. Эти вещи Войно-Ясенецкий подарил туруханцу Николаю Потапову, внучка которого принесла их в музей.
Все «прелести» заполярной ссылки испытали на себе историк Лев Гумилев – сын Анны Ахматовой и Николая Гумилева, а также осужденная за шпионаж Ариадна Эфрон – дочь Марины Цветаевой и Сергея Эфрона.
Почти шесть лет девушка, учившаяся в Париже и проявлявшая способности в живописи и графике, литературе и поэзии, провела в нечеловеческих условиях. Вместе с сокамерницей из Рязани Адой Шкодиной они сняли напополам «угол в какой-то неописуемой избушке, где клопов было больше, чем в энциклопедии».
Ариадна работала уборщицей в школе – заготавливала дрова и сено, топила печь и мыла полы. Воду носила прямо из Енисея, из проруби. В музее хранятся грабли, которыми Ариадна гребла сено.
А затем ее перевели в клуб художницей. Но Ариадна не только писала декорации, она ставила спектакли, шила костюмы, устраивала вечера поэзии Маяковского и Пушкина, организовывала новогодние елки, выпускала клубную газету.
Электричества в Туруханске тогда не было.
Реабилитировали Ариадну Эфрон в 1955 году за отсутствием состава преступления.
Отбывали ссылку здесь Виктор Крамаров – отец известного актера; писатель, журналист Роберт Штильмарк, создавший в Туруханске известный роман «Наследник из Калькутты». А в начале Великой Отечественной войны за полярный круг стали переселять немцев Поволжья.
Многие не выдерживали суровых условий. Где их могилы, теперь неизвестно.
С севера на юг
В советские времена Туруханск, как и вся страна, испытывал настоящий подъем производства. На территории района работали геофизические и нефтегазоразведочные экспедиции, созданы совхозы, крупные строительные и авиационные предприятия, зверосовхозы и лесозаготовительные пункты, трудились промысловики и заготовители кормов. При этом травы, говорят, на туруханских землях были такие богатые, что по Енисею с юга края приходили баржи, которые все лето собирали здесь корма для крупного рогатого скота. Население района тогда увеличилось до 19,5 тысячи человек, только в Туруханске жило восемь тысяч.
Все прекратилось в перестроечные 1990-е годы. Сейчас в Туруханске живет чуть больше 4,5 тысячи человек. После распада СССР люди стали переселяться в более благоприятные по климату районы России, в том числе на юг Красноярского края.
В Туруханский край входили Эвенкия и Таймыр, его территория простиралась до самого Диксона. Днем рождения современного Туруханского района официально считается 7 июня 1928 года. Именно тогда в Красноярском округе Сибирского края был образован Туруханский район с центром в селе Туруханск, а Эвенкию и Таймыр вывели из его состава. В 2006 году в Туруханский район вошли город Игарка и поселок Светлогорск.