Меню Поиск
USD: 73.00 +0.28
EUR: 85.68+0.47

Гаджеты вместо Достоевского?

Автор: Сергей Бурлаку

Бунт на корабле российского образования? Да какой там бунт… Легкое волнение. И не на всем корабле, а только в его литературной кают-компании: учительская общественность категорически против принятия новых образовательных стандартов по литературе, которые недавно обсуждались в Минобрнауки.



Гильдия учителей-словесников выступила с открытым письмом, в котором говорится, что проект образовательного стандарта по русской литературе составлен непрофессионально, он «не опирается на мнение учительского сообщества, содержит множество внутренних противоречий и подрывает авторитет российского образования».

Специалисты утверждают, что программа перегружена необходимыми для изучения произведениями, которых в списке значится 235 – на пять лет обучения. Многие из них весьма объемны, «имеют сложную художественную природу». Все это приведет к поверхностному их изучению, формальности учебного процесса. При этом произведения второго и третьего ряда обозначены как обязательные, причем мотивы выбора тех или иных текстов непонятны, бьют тревогу педагоги.

В письме говорится, что все это не только пагубно скажется на учебном процессе, но и отобьет у школьников желание читать, не будет способствовать формированию у них творческого мышления.

Учителей поддержали также деятели культуры и искусства, которые тоже что-то куда-то написали о своем несогласии с новой программой по литературе.

Вся эта шумиха вызвала у меня двойственные чувства.

С одной стороны, я не согласен с «митингующими». В той части, что 235 литературных произведений на пять лет – это какой-то невообразимый объем. Во-первых, далеко не каждое из них глыба вроде «Войны и мира» или «Поднятой целины». Есть и небольшие стихотворения, рассказы, повести. Во-вторых… 47 книг в год – это много?! Ну извините. Когда я учился в школе, мы читали больше. Имею в виду тех, кому нравилось читать. Уж по одной книге в неделю – точно. Когда же еще и читать, как не в школьные годы? В чем вообще суть образования, учебы, если не в чтении? Потом, когда появятся семья, работа, и надо будет зарабатывать на кусок хлеба, с книжкой особо не посидишь. Глава Минобрнауки Ольга Васильева стоит на такой же позиции: «Разговор оппонентов, что 235 произведений много – разговор ни о чем».

Но с другой стороны… Давайте трезво смотреть на вещи. Сравнивать жизнь и реалии, в которых жили школьники 70–80-х годов, с жизнью их сверстников сегодня… это как сравнивать конторские счеты с айфоном. Мир изменился до неузнаваемости. Можно сколько угодно заламывать руки, доказывая, что великая классическая литература стоит в ряду вечных, непреходящих ценностей, но я слабо представляю нынешнего школьника, который восхищается одами Ломоносова, стихами Державина или вникает в перипетии судеб героев «Поднятой целины». Нет, есть, конечно, уникумы, которые, как и наше поколение, глотают книги пачками. Но таких единицы. Остальных больше интересуют цифровые технологии, программирование, гаджеты и как заработать денег. Читают они сегодня Пелевина, Глуховского, Мураками. «Гарри Поттера», наконец.

Нет, я не говорю, что литературу в школах надо отменить или включить в программу Сергея Минаева с Бегбедером. Здесь нужны компромиссы и очень тонкие, взвешенные подходы. Сможет ли Минобр найти решение, которое устроит всех? И приверженцев старой школы, убежденных, что дети должны не выпускать книгу из рук. И сторонников «прогресса», которые заявляют, что «Грибоедов безнадежно устарел». Посмотрим. Голос общественности услышан. Школьный стандарт по литературе отправлен на доработку.

Комментарии:




Свежий выпуск

Видео



Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!