Как это было

Сейчас тот, кто скажет, что распад Советского Союза был во благо России, может запросто получить в глаз. Есть такое патриотическое обыкновение. Недавно слышал по радио «Вести FM», как ведущий, кстати, американист и крупный политолог, орал на одного активного слушателя: «Так что, Беловежская Пуща – это хорошо? Хорошо, я тебя спрашиваю?»

 

Читая и слушая новости из бывших советских республик, особенно с Украины, понимаешь, что Беловежская Пуща – это плохо, и вообще Борису Николаевичу надо было меньше пить, а Михаилу Сергеевичу больше думать. Но вся проблема, по-моему, значится не в плоскости «что произошло», а «как произошло».

Парень тот, кстати, всего лишь приводил цифры: РСФСР производила в четыре раза больше, чем потребляла, а Грузия, вся Прибалтика, Туркмения – в четыре раза больше потребляли, чем производили. Это была уникальная империя, в которой метрополия жила на порядок беднее колоний, в чем мог убедиться каждый русский. Посетив обычный продмаг где-нибудь в Вязниках Владимирской области и в Виннице, не говоря уж о Даугавпилсе – там мы разгружались на учениях в 1988 году, и мои товарищи вернулись из привокзального магазина с квадратными глазами: «Мы пиво баночное видели!», – можно было представить обычную бытовую разницу.

А большая бытийная разница заключается в том, что благодеяния СССР имели строго обратный эффект – чем больше давали, тем больше ненависти. Нет бόльших ненавистников России, чем вчерашние «республики-сестры», за исключением единиц, хотя и те под вопросом. В заклятых, цивилизационных врагах есть хотя бы гран уважения к нашей силе, а в этих вообще ничего нет. Но ждать благородства от «шестерок», всего лишь сменивших хозяина, глупо, так же как глупо ждать его от стран «социалистического блока», большинство из которых уже давно не имели государственной независимости.

Кстати, настоящий враг это понимал: почивший на прошлой неделе Буш-старший совсем не радовался распаду Союза, поскольку считал, что Америка избавила Россию от груза, который тянул ее на дно. Он был прав и как политик, и как человек, проливавший на войне кровь за величие своей родины.

Трагедия же, повторю, заключалась не в «что», а в «как».

Такая империя, в которой русские, государствообразующий народ, находились в самом униженном состоянии, служили, по сути, расходным материалом, была нежизнеспособна. И вот, читая новости, спрашиваешь себя в который раз: почему при разводе не забрали Крым (а не только город союзного подчинения Севастополь), весь Донбасс, Харьков, Одессу, Николаев – все с прилегающими землями? Почему оставили Южный Урал – Семипалатинск, Усть-Каменогорск, Петропавловск, Целиноград, Алма-Ату, а она вообще-то крепость Верный, – который нынче Северный Казахстан? Почему не организовали массовое переселение русских на родину, когда их начали гнобить вчерашние «братья»? Ведь сколько крови и личных катастроф можно было избежать! Вот это трагедия – а не Беловежская Пуща.

Конечно, нечего после драки кулаками махать. Но причитать о Советском Союзе, в котором будто бы все дружили и даже любили друг друга, тоже не надо. Это одна из иллюзий «золотого века», которые обычно возникают в старческом мозгу: «вот раньше, когда вода была мокрее, сахар – слаще, водка – крепче и т. д.»…

Вернувшийся из эмиграции Солженицын – а его возвращение было обставлено как своего рода «второе пришествие» – освоился и сразу заявил, что важнейшая наша задача – сохранение народа. И данная теория тогдашнему начальству очень не понравилась. Потому что этот самый народ, как шелудивая собачонка, путался под ногами у тех, кто делал себе состояние и статус. Поэтому на «демократическом» телевидении упорно не хотели верить, что в Чечне вовсю проектируют дома с подвалами для рабов, действуют невольничьи рынки; что были русские погромы не только в Казахстане, Узбекистане, Киргизии, но и в Туве. А поднимающая голову бандеровская идеология преподносилась как возрождение национальных традиций, разумеется, придавленных тоталитарным режимом… Мы вообще плохо помним совсем недавнюю историю, вытесняем ее благостными фантазиями.

Но глядя на молдавских гастарбайтеров, которые строят, подметают, подтирают за нами, вспоминаешь митинги в Кишиневе начала 90-х: «Русские, не уезжайте! Нам нужны рабы!» На киргизов, таджиков, выполняющих самую грязную работу в русской столице и провинции. Наконец, на западенцев, становящихся в очередь, чтобы потаскать цемент на строительстве санаториев в нашей Ялте… Бог все видит и расставляет по своим местам.

Как писал Геннадий Шпаликов, «к несчастью или к счастью, истина проста, никогда не возвращайся в прежние места…» Вот и нам не надо возвращаться. Даже мысленно.

Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме

24 марта 2023
Двадцать пять тысяч самоваров Ивана Фомича
В который раз убеждаешься, что русскую литературную классику невозможно сбросить с парохода современности, поскольку она во многом и есть современность.
17 марта 2023
Пацифизм – только для русских
Жизнь научила, что обладатель российского паспорта, выступающий под лозунгом «Нет войне!», на самом деле за войну с нашим поражением в
4 марта 2023
Нейросеть и деревянные солдаты
Самая популярная в мире программа-собеседник ChatGPT, имеющая около 100 миллионов активных пользователей, недавно призналась, что из всех биологических существ более всего

Советуем почитать