С бывшим товарищем не виделись лет двадцать пять, если не больше, но я прекрасно помню, что родился он 4 января. Помню, потому что в этот день мы уже были на работе и садились отмечать, и так было несколько лет подряд.
Теперь его день рождения приходится на начало новогодне-рождественского загула… И по правде сказать, уже запамятовал, когда этот загул был утвержден на государственном уровне. Очень давно, дети уже успели вырасти.
Однако в последние несколько лет призывы его отменить раздаются перед каждым обнулением календаря. Вот и теперь с призывом выступил академик РАН, депутат Госдумы Геннадий Онищенко.
У бывшего главного санврача, разумеется, свой взгляд на данную тему.
– Вы обратитесь в институт Склифосовского, они вам скажут, что первая декада января – это самые напряженные дни для скорой помощи, и так по всей стране. Это и отравления от передозировки алкоголя или суррогатов, это и травмирования людей в пьяном виде и так далее. Конечно, это плохо. И если как-то оно смягчалось тем, что хотя бы в крупных городах люди летали за рубеж, то в этом году этого не будет, – сказал Онищенко РИА «Новости».
Стоит добавить, что, помимо аврала в больницах и травмпунктах, после праздников увеличивается число разводов, а к концу января от веселого простоя начинает потряхивать даже вроде бы здоровые экономики.
Но лично мне интересна другая мысль академика о том, что длинные праздники появились в 90-е годы как способ откупиться от народа, которому в те времена задерживали зарплату или платили мизер.
В общем-то так и есть, но об этом чуть позже…
Хотя дату учреждения длинных праздников я не помню (а у Алисы принципиально спрашивать не хочу), зато не забыл ту идеологию, которая их продвигала.
Ах, говорили нам господа из Думы и бизнеса, весь цивилизованный мир имеет традицию рождественских каникул, когда праведно и самозабвенно трудившиеся леди и джентльмены раз в год собираются семьями, дарят друг другу подарки, купленные на рождественских распродажах, зажигают свечи, кушают изысканные кушанья, испытывают волшебные чувства, а потом едут в Альпы кататься на горных лыжах – и все это так прекрасно, так волшебно, что к каникулам начинают готовиться задолго до их начала, все продумывают, все планируют до миллиметра, что впоследствии положительно сказывается на взаимоотношениях и производительности труда. И только у нас – от станка к елке, из-под елки – к станку. Никакой поэзии, а главное, никакого единения с традициями цивилизованного мира, в который мы вроде как входим на правах стажера.
Идеология была совершенно правильная, с тем лишь уточнением, что тогдашние дяди из Думы и бизнеса имели ввиду именно себя – это им хотелось в Альпах покататься, посетить распродажи в лучших универмагах Европы, почувствовать свою приобщенность к лучшему из миров, ибо в те раннекапиталистические времена хотелки у них были простые – что крестьяне то и обезьяне…
Видимо, специально для этого мероприятия в любых более-менее солидных компаниях появилась традиция годовых сверхпремий для верхушки.
Что же касалось плебса, то он весьма скоро осознал, что никакое приобщение его не касается и надо учиться тщательно распределять гроши.
Пока «топы» ощупывали глобус в поисках точек, где еще не оттягивались, плебс пытался делать заначки, чтобы после этих самых каникул не перейти на голую картошку, если не хуже…
У меня, например, приближение Нового года в конце 90-х – начале нулевых отзывалось гнетущей тоской от нищеты, в которой предстоит провести месяц, а то и два, причем без возможности подхалтурить или занять из-за всеобщего паралича и безденежья, разумеется, в своем социальном классе.
Конечно, год на год не приходился, и вообще с тех пор очень многое изменилось, все уже не так тоскливо, просто психические травмы долго не залечиваются.
Но если судить рационально, Онищенко прав – длинные каникулы есть атавизм нашего раннего обезьяньего капитализма.
Сейчас по большому счету уже нет нужды затыкать почти двухнедельным прогулом задержки зарплат. Кто привык в эти дни летать в Таиланд, Давос и Сочи, слетает туда и без каникул (хотя в этот раз вряд ли), для прочего же большинства это элементарная невозможность зарабатывать, непонятно зачем учрежденная.
Праздновать надо, но не до такого же абсурда, когда почти весь январь и полфевраля превращаются в принудительный экономический штиль, и только в «склифах» жизнь бьет ключом.