Меню Поиск
USD: 76.46 -0.61
EUR: 90.41-0.94

Первомайские тезисы

Автор: Александр Григоренко

Неотвратимо приближается Первомай, который изначально был задуман не как повод для шашлыков и огорода, а как День борьбы трудящихся за свои права.



Вообще, само понятие «трудящегося» зародилось в эпоху промышленного бума конца позапрошлого – начала прошлого века, когда массы вкалывали в пыли и копоти, работали тяжко, бесправно, очень обидно работали – эту обиду и подхватили левые идеологи. То есть собственно трудом стала считаться именно такая работа, тяжкая и нестерильная. Помните диалог Профессора и бывшей собаки: «Так это вы труженик?» – «Известно, не нэпман». С тех пор многое изменилось, но труд в чистоте, тепле, к тому же хорошо – иногда очень хорошо – оплачиваемый у некоторых совестливых граждан вызывает чувство стыда. И, несомненно, этот стыд – следствие того еще, советского воспитания. А может быть, и просто хорошего, но об этом позже.

В Сети наделал шума пост Маргариты Симоньян. Женщина возглавляет RT, значит, мягко говоря, не последний в этом грешном мире человек. Предыстория такова: у Маргариты сильно затемпературил ребенок, частная скорая не могла быстро подъехать, и она вызвала обычную. Потом поделилась в соцсети чувствами и мыслями.

«И вижу этих людей – всегда очень уставших, всегда изможденных, всегда плохо обутых и, очевидно, очень бедных – вот они поднимаются на второй этаж в комнату сына по дубовой лестнице в нашем хорошем доме в хорошем подмосковном поселке. И мне становится ужасно стыдно за этот дубовый паркет, за этот второй этаж, за отдельную спальню у трехлетнего мальчика, за английские обои и винтажную итальянскую люстру. Как будто я это все украла».

Ни английские обои, ни дубовый паркет, ни винтажную люстру Маргарита, конечно, не крала. (Потому что, если бы было наоборот, ни о чем таком не писала бы.) Но эти изможденные, плохо обутые, бедно одетые люди приехали спасать ее ребенка, что, согласитесь, помимо природных способностей, требует знаний и навыков, накапливаемых годами труда. Для начала надо хотя бы поступить в медицинский институт и окончить его, что при честном отношении к делу само по себе непросто.

То есть сам вид этих людей, ученых, но бедных, вступал в противоречие с главной моралью послесоветских десятилетий – получай образование, расти над собой, не ленись – и тогда будешь богат и успешен. А бедный тот, кто ленив и необразован.

Отчасти это так. «Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь, и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник» (Книга Притчей Соломоновых. 6:10, 6:11).

Но по большей части мораль людей, которые «сделали сами себя», употреблялась для оправдания права собственности – одного из главных вопросов любой революции, особенно капиталистической. Противоречить господствующей морали – путь к новой революции. Поэтому ее строго охраняла идеологическая гвардия, хотя люди видели, что на самом деле эта мораль покрывает далеко не все явления жизни, и состояния делаются подчас из ничего – из продажи каких-нибудь акцизных бумажек, из «пирамид» – без особого труда, образования, исключительно на таланте «крутануться», наладить связи, вовремя оказаться там, где нужно, и с кем нужно. Или просто родиться в семействе неких, условно говоря, Ротшильдов. Справедливое распределение богатств в зависимости от талантов и трудов – идея насколько красивая и давняя, настолько и неисполнимая. История не раз это доказывала, так что сторонникам крайне левых убеждений пора бы и успокоиться. Богатство и бедность – такие же элементы судьбы, как красота, здоровье и их отсутствие, это индивидуальная задача для каждого человека, и далеко не факт, что одно – благо, другое – зло. Жизнь вообще неизмеримо сложнее любых революционных моралей.

Позорным для страны может быть только единственное явление – «работающие бедняки». О них говорил в своем послании президент, и вообще никакого открытия в этом нет. Но само явление, к несчастью, есть и распространяется не только на самых неквалифицированных. Недавно Никита Михалков рассказал о таких работающих бедняках – пожарных, которые тушили «Зимнюю вишню». Не думаю, что если бы они получали больше 9–12 тысяч, то проявили бы больше умения и героизма. Нет, просто на дежурных ответах на любые такого рода претензии: «каждый выкручивается, как может» и «не нравится – уходи» – бесконечно существовать нельзя. И не только потому, что где-то рванет. Просто человек должен не выкручиваться, а жить и, простите за пафос, исполнять свой долг. Для начала надо дать пожарным чисто материальную возможность побольше думать о пожарах, а не о подработке в свободные от смены дни; санитарам – о больных, электрикам – о высоком напряжении… Список можно продолжать и продолжать.

Комментарии:

Добавить комментарий

Все поля обязательны для заполнения

Свежий выпуск

Видео