В новогодние каникулы посмотрел в интернете российский сериал из жизни СССР: Москва, конец 70-х годов прошлого века, борьба с преступностью, наша служба и опасна, и трудна. Все как я люблю. Сделано в общем неплохо, и если б не досадные мелочи…
Когда режиссер, в целом правильно ухвативший эпоху, прокалывается на нюансах, испытываешь недоумение: зачем же ты, мил человек, хороший фильм испортил? Это как возвести красивый современный небоскреб из стекла и бетона, со скоростными лифтами, но устроить в нем печное отопление и заставить жильцов ходить в ближайший лесопарк за дровами.
Представьте сцену. Генеральная прокуратура СССР. Начальник следственного отдела (по рангу это заместитель генпрокурора, фигура!) вызывает к себе на беседу проворовавшегося заместителя министра рыбной промышленности. И этот жучара начинает угрожать заместителю генпрокурора – он, мол, его с работы снимет!
И где?! Прямо в здании Генпрокуратуры!
Да туда в те времена самые большие шишки заходили на полусогнутых, так как не были уверены, что выйдут обратно: из этого здания было видно Колыму. А здесь высокопоставленный барыга угрожает. Причем заместителю великого и ужасного прокурора Руденко, который работал в этой должности до 1981 года и еще при Сталине входил в состав особой тройки НКВД СССР. Да от его взгляда членам ЦК становилось дурно.
И вообще замгенпрокурора (на минуточку: человек, курирующий следователей по особо важным делам) показан в фильме таким Ваней-простачком. Он на работе, в своем кабинете, варит в стеклянной литровой банке с помощью кипятильника сосиски и пельмени! И поедает их тут же. Из баночки, ага.
У режиссера, похоже, совершенно нет представления о том, как был устроен быт высшей партийно-хозяйственной элиты, к которой, безусловно, относились и первые лица Генпрокуратуры. В каких ведомственных столовых питались эти люди, чем их там кормили, и в каком звании были официантки, которые приносили им обеды в кабинет.
Там, кстати, эти банки с кипятильниками мелькают в каждой серии – в гостиницах, в квартирах второстепенных персонажей, в служебных кабинетах.
Похоже, режиссеру то ли рассказал кто-то, то ли он где-то увидел эту деталь советского быта, и она ему так понравилась, что он стал пихать ее где надо и не надо. Я сам вырос в СССР, помотался по казенным углам, и, уверяю вас, в любой гостинице можно было найти электрочайник.
Банка с кипятильником – это было временное решение.
Ну и прочие «блохи». Например, вещи из китайского интернет-магазина в 1979 году. Фразы типа «коррупционная схема» или «а кому сейчас легко?», которых в то время не употребляли.
Не понимаю, что мешало пригласить в картину опытного консультанта, который отшлифовал бы все детали? Думаю, банальное безразличие. И так, мол, сойдет.
А в целом, повторяю, фильм хороший. Интрига закручена, любовная линия есть, актеры стараются, жизнь барыг-цеховиков показана правдоподобно. Но режиссер малость схалтурил.
И ровно в те же дни, когда я смотрел это кино, в красноярских СМИ появились сообщения, что в элитных квартирах, построенных известной строительной компанией, холодно, промерзают окна.
Казалось бы, какая связь?
Да те же яйца, только в профиль.
В обоих случаях люди сделали работу «на отвали». Если тебе все по барабану и тебе не стыдно за свой труд, то без разницы, кто ты по профессии – прораб, таксист или повар. Если привык все делать по принципу «и так сойдет», то и фильм у тебя получится неправдоподобный, и дом холодный (хоть в лес за дровами иди), и пассажирам ты будешь хамить, и суп пересолишь…
Слава богу, мир держится не на таких «профессионалах», а то совсем была бы беда.