The Show must go on – «Шоу должно продолжаться». Что общего между знаменитой композицией группы Queen и происходящим на Украине? Наверное, то, что в офисе президента (ОП) Зеленского это происходящее воспринимается именно как шоу, которое «должно продолжаться». Причем не просто продолжаться, а с постоянным аншлагом. Трудно отделаться от мысли, что для шоумена хоть президент, хоть главнокомандующий – всего лишь главные роли, а реальные боевые столкновения, страдания мирных жителей и разрушение экономики – эффектные кадры.
Украинский сериал
И трудности, с которыми сталкиваются Зеленский и ОП, – это трудности постановщиков мыльной оперы: что бы такое придумать, чтобы удержать внимание аудитории. Дело тут не в любви к искусству, а в обычном коммерческом интересе – пребывание в прайм-тайме гарантирует, что западная помощь будет литься широким потоком.
Именно поэтому длительная затяжная кампания для украинской власти хуже ножа, сценарий такой продолжительности не вытянешь – зрители начнут зевать и покидать зал. Тем паче что эффектные эпизоды, вроде пресловутого побоища в Буче, уже использованы. Повторение подобного будет вызывать у зрителя оскомину, а превзойти Бучу трудновато. Хоть западный пипл и привык «хавать», но в какой-то момент даже самые наивные финские парни поймут, что вместо реального триллера им подсунули фантастику не лучшего пошиба.
Да, подход к трагедии обманутого народа как к шоу – верх цинизма. Но, к сожалению, факты свидетельствуют именно об этом.
Во-первых, как только в мире происходит какое-либо значимое событие вне «украинской повестки», в ОП разворачивается нездоровая суета. Бригада Зеленского начинает лихорадочно думать, чем бы еще, выражаясь словами Высоцкого, «уконтропупить мировую атмосферу», чтобы вновь развернуть внимание на себя, любимых.
Во-вторых, вся эта история с нацбатом «Азов», которому по сценарию Зеленского отводилась роль мертвых героев, – ведь это же самый настоящий сиквел «300 спартанцев», причем именно в режиссерской версии Зака Снайдера, с обилием мрачной графики и чудовищных гипербол.
Правда, замысел, судя по всему, не удался. По последним сведениям, по крайней мере часть «азовцев» предпочла плен посмертной славе. И хотя Зеленский попытался переобуться на лету, утверждая, что именно он отдал приказ о сдаче, ибо «живые герои нужнее», выступления «говорящих голов» из ОП вызвали массовое возмущение в украинских соцсетях.
«Какой артист!»
«Что ж ты так врешь!» – обращаются к президенту. А про его подручных, которых выпустили в эфир первыми, чтобы ослабить эффект от сдачи «Азовстали», говорят: «Послушайте этот бред, неужели эти люди принимают решения в нашей стране?» Мнение верное, хотя и несколько запоздалое.
Наконец, третий факт, подтверждающий «игру на публику», – конфликт между офисом президента Зеленского и главнокомандующим ВСУ Валерием Залужным.
Залужный, как и украинский генштаб, настаивает на необходимости отведения войск из Северодонецка к Славянску и Краматорску, чтобы не потерять в неизбежном окружении самые боеспособные части. А окружение президента резко против такого решения, руководствуясь исключительно пропагандистскими соображениями.
Уж очень им хочется эффектного Мариуполя 2.0.
Остается надеяться, что эта страсть к постановочным эффектам подведет-таки президента Зеленского, как некогда подвела его прямого предшественника Адольфа Гитлера. Который, кстати, тоже был не чужд искусству: рисовал акварели, правда, довольно посредственные. Так ведь и Зеленский не Качалов. Хотя сам-то президент Украины наверняка так о себе не думает и явно наслаждается происходящим и своей ролью в нем.
Как тут не вспомнить еще одного его предшественника – римского императора Нерона, который, по преданию, даже Рим спалил, лишь бы устроить грандиозный перформанс.
А когда, вызвав к себе всеобщую ненависть, вынужден был свести счеты с жизнью, то воскликнул: «Какой артист погибает!»
Конечно, руководствуясь принципом продолжения шоу, власть незалежной пытается изменить ситуацию с помощью новых постановок. Так, в соцсетях активно тиражируется видео, на котором украинские военные тащат пограничный столб в каком-то поле, водружают его там и записывают ролик о выходе к границам России. А президент Украины тут же их благодарит.
Хорошо еще, что не прямо там в поле ордена вручает. Хотя при современных технологиях нарисовать поле, обрядить статистов в бравых воинов и выпустить к ним эффектно загримированного Зеленского – раз плюнуть.
Впрочем, медийную составляющую войны видят и сами украинцы. Например, там вполне серьезно шутят, что сдача «Азова» откладывалась сначала до 9 мая, чтобы не давать противнику победный символ к празднику. А потом до финала Евровидения, чтобы за счет мариупольских сидельцев обеспечить первое место.
Смерть ради бессмертия
Однако любое шоу рано или поздно заканчивается. И наступает суровая реальность. Уже сейчас в украинских фейсбуках переполох. Привыкшие к ежедневным виртуальным перемогам обыватели ошарашены сдачей «Азовстали» и начинают понимать, что ровно такая же участь ожидает любое соединение ВСУ, которое окажется в российском «котле».
А ведь кроме военных факторов существуют и экономические, а их медийными методами скрыть гораздо труднее. Правда, власть уже начала «подстилать соломку», рассказывая о необходимости принятия «жестких мер», если противостояние с Россией продлится еще хотя бы три-четыре месяца. Однако вещи своими именами пока называть не решаются. Хотя есть прогнозы, что украинская валюта зимой провалится до уровня 100 гривен за доллар. А соответствующий скачок цен отправит за черту бедности 9 из 10 украинцев. Но ведь шоу должно продолжаться!
Все сказанное вовсе не означает, что актерам и шоуменам должен быть заказан путь к рулю управления государством. Бывший актер Рональд Рейган оказался вполне адекватным президентом, а Арнольд Шварценеггер – приемлемым губернатором. Но и тот и другой – люди в своем амплуа талантливые.
А вот тот же Нерон был, как утверждают историки, никудышным актером. Но о бессмертной славе мечтал всегда. И вот когда посредственность жаждет бессмертия, она готова ради этого сжигать города.
Иллюстрация: metrohere.com