Восстание против жадности

Великий русский физик, нобелевский лауреат, коммунист по убеждениям и партийной принадлежности, Жорес Иванович Алферов сказал однажды, что всемирная заслуга Октября – это восьмичасовой рабочий день, отпуска, профсоюзы и прочие социальные гарантии в странах большого капитала.

На самом деле Алферов всего лишь пересказал слова американского капиталиста Ника Холиньяка: «Я приехал в США мальчишкой и в 12 лет пошел работать на шахту. Мы жили в бараке. Мы получали гроши. Нас беспощадно эксплуатировали. Но потом русские рабочие совершили Октябрьскую революцию. Наши буржуи испугались, что мы сделаем то же самое, и изменили свою социальную политику. Американские рабочие живут хорошо благодаря Великой Октябрьской социалистической революции».

То есть буржуазия пошла на уступки из элементарного и наглядного страха физического уничтожения…

Октябрьская революция, как, впрочем, и другие события подобного рода и масштаба, имеет множество перепутавшихся корней – исторических, политических, экономических, религиозных, мистических, поэтических и пр. – но один корень абсолютно ясен: это восстание против жадности.

Жадность лежала в основе ранних промышленных революций. Триста лет назад работорговцы Ливерпуля – главной мировой биржи «черного дерева», — посещая мануфактуры Лондона и других городов, приходили в изумление, видя детей, которые стояли у станков по 16-18 часов в сутки, получая за это поденную плату, равную стоимости ломтя хлеба и одного куриного яйца.

Однако такой режим дня имел свою четкую бухгалтерию и философию – потому и работорговцы, вытерев слезки, уходили по своим делам, зная, что «так надо».

Россия в начале прошлого века выбилась в мировые лидеры промышленного роста, оборотной стороной которого были такой же безразмерный рабочий день, штрафы за каждый не вовремя вздох и – всероссийская стачка 1905 года, Ленский расстрел, Кровавое воскресенье, бунты шахтеров и металлургов Донбасса… Большевики, конечно, баламутили – но если бы не было для того оснований, ничего бы у них не получилось. И у такого режима дня тоже были и бухгалтерия, и философия – капитал сам все выровняет, нужно только его накопить…

История, как принято считать, учит тому, что ничему не учит – но это не совсем так. Можно десятилетиями черпать рабсилу из народной гущи, не стесняясь отбраковывать тех, кто «не вписался в рынок», обманывать работающих, а недовольных давить войсками.

Я слышу всё с моей вершины:

Он медным голосом зовет

Согнуть измученные спины

Внизу собравшийся народ.

Они войдут и разбредутся,

Навалят на спины кули.

И в жолтых окнах засмеются,

Что этих нищих провели.

Но мириады человеческих обид, болей, мечтаний, загубленных рабским распорядком, загнанных и закупоренных в сосуде, пусть даже сверхпрочном, рано или поздно его разорвут. Потому что, в конце концов ,тысячи поймут вещь простую, как яйцо – все их страдания только ради того, чтобы десятки жили во дворцах с желтыми – от золота портьер – окнами, и ездили на машинах с никелированными радиаторами. Нет никакой философии, политэкономии, бухгалтерии – есть жадность, только жадность, требующая считать себя основой цивилизации. И тогда шарахнет так, что мало никому не покажется – включая, увы, и самих освободившихся.

Октябрь стал всемирным уроком для алчных, которые, увидев, что бывает, начали понемногу превращать наемного рабочего скота в некое подобие компаньона – стало даже лучше получаться, чем раньше. Но жадность никто не отменял, рецидивы учащаются…

Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме

24 марта 2023
Двадцать пять тысяч самоваров Ивана Фомича
В который раз убеждаешься, что русскую литературную классику невозможно сбросить с парохода современности, поскольку она во многом и есть современность.
17 марта 2023
Пацифизм – только для русских
Жизнь научила, что обладатель российского паспорта, выступающий под лозунгом «Нет войне!», на самом деле за войну с нашим поражением в
4 марта 2023
Нейросеть и деревянные солдаты
Самая популярная в мире программа-собеседник ChatGPT, имеющая около 100 миллионов активных пользователей, недавно призналась, что из всех биологических существ более всего

Советуем почитать