На улице 9 Мая, по которой я выбираюсь из своего спального района в «цивилизацию», сейчас идет ремонт – дорожники сняли верхний слой асфальта и кладут вместо него новый. Ремонт этот просился еще в марте – уже тогда на дороге, которая была приведена в порядок к универсиаде – практически вчера! – снова образовались ямы.
Что удивительно (или, наоборот, неудивительно?), возникают они все время в одних и тех же местах, из года в год, с геодезической точностью. Специально наблюдаю.
Например, на перекрестке 9 Мая с улицей Водопьянова, если ехать из центра города. Там уже лет 10 каждую весну неизменно появляется парочка наглых, вызывающих ям на своих привычных местах, и никакие ремонты не могут сломать этот неумолимый ход вещей.
Или на выезде из моего двора на улицу. Ее тоже ремонтируют раз в два-три года, но та самая яма около бордюра на повороте, которую ближе к осени люди огораживают досками, чтобы на машине не влететь и не оторвать колесо, живее всех живых. Она проявляется каждый год из-под асфальта, словно кровавое пятно на стене из ночной пионерлагерной страшилки. То ли грунт именно под той ямой какой-то аномальный, то ли место заколдованное, но факт остается фактом: дорожники из года в год латают одни и те же дыры.
Нет, не подумайте, что я против ремонта дорог. Я – за. Это прекрасно, что мы стараемся поддерживать их в хорошем состоянии – и в крае, и в его столице. Каждый год вкладываем немалые деньги в ремонт старых дорог и строительство новых.
В этом году, например, только в Красноярске – миллиард рублей.
Но меня, как и многих жителей города, мучает дилетантский вопрос: товарищи дорожники, а нельзя ли так класть асфальт, чтобы его хватало – нет, не навечно, это невозможно, мы понимаем, а хотя бы лет на пять? Сделал один раз – и пять лет на это место не возвращаешься. Есть такие технологии, а? В двадцать первом-то веке?
Впрочем, дилетантом я только прикидываюсь. Потому что за последние годы пару раз встречался с большими дорожными боссами – уважаемыми людьми, профессионалами. И они меня просветили. Рассказали, как трудно строить и содержать дороги.
Во-первых, денег на это выделяется до обидного мало. Миллиард, говорите? Да это семечки. По-хорошему надо пять миллиардов, десять! Но десять никто не даст. Значит, ремонтируем на то, что есть.
«Понимаете, в строительстве дорог есть два варианта: либо повышаем капиталоемкость, чтобы продлить срок эксплуатации дороги, либо снижаем ее, чтобы построить больше. Мы чаще всего выбираем второй вариант».
А знаете ли вы, что транспортный налог, который мы платим, не покрывает и десятой части затрат на содержание дорог?
Во-вторых, у нас же тут Сибирь. Климат нестабильный. Перепады температуры огромные: растаяло – замерзло. И так много раз за сезон. Асфальт от этого разрушается.
Профессионалы рассказывали, что и в Финляндии, и в Норвегии, где климат похож на наш, дороги почти такие же – их тоже приходится все время латать. А уж в центре Нью-Йорка – вообще вилы. Яма на яме. Фотографию даже показывали.
И только во Флориде дороги отличные, потому что там не бывает минусовых температур. Говорили, что технологии у нас точно те же, что на Западе. Самые современные. Мы также добавляем в асфальт латекс, целлюлозу, фибру, делаем армирование асфальтобетона…
Не поверить невозможно. Умом понимаю, что профессионалы не врут. Но обывательское сердце противится логике и продолжает задавать вопросы: какого черта мы ремонтируем дороги так отвратительно, что они порой не выдерживают и одного сезона? Что это, если не разбазаривание бюджетных, то есть народных, денег?
Отвечать не надо, вопросы риторические.