Здесь нам не Флорида

На улице 9 Мая, по которой я выбираюсь из своего спального района в «цивилизацию», сейчас идет ремонт – дорожники сняли верхний слой асфальта и кладут вместо него новый. Ремонт этот просился еще в марте – уже тогда на дороге, которая была приведена в порядок к универсиаде – практически вчера! – снова образовались ямы.

Что удивительно (или, наоборот, неудивительно?), возникают они все время в одних и тех же местах, из года в год, с геодезической точностью. Специально наблюдаю.

Например, на перекрестке 9 Мая с улицей Водопьянова, если ехать из центра города. Там уже лет 10 каждую весну неизменно появляется парочка наглых, вызывающих ям на своих привычных местах, и никакие ремонты не могут сломать этот неумолимый ход вещей.

Или на выезде из моего двора на улицу. Ее тоже ремонтируют раз в два-три года, но та самая яма около бордюра на повороте, которую ближе к осени люди огораживают досками, чтобы на машине не влететь и не оторвать колесо, живее всех живых. Она проявляется каждый год из-под асфальта, словно кровавое пятно на стене из ночной пионерлагерной страшилки. То ли грунт именно под той ямой какой-то аномальный, то ли место заколдованное, но факт остается фактом: дорожники из года в год латают одни и те же дыры.

Нет, не подумайте, что я против ремонта дорог. Я – за. Это прекрасно, что мы стараемся поддерживать их в хорошем состоянии – и в крае, и в его столице. Каждый год вкладываем немалые деньги в ремонт старых дорог и строительство новых.

В этом году, например, только в Красноярске – миллиард рублей.

Но меня, как и многих жителей города, мучает дилетантский вопрос: товарищи дорожники, а нельзя ли так класть асфальт, чтобы его хватало – нет, не навечно, это невозможно, мы понимаем, а хотя бы лет на пять? Сделал один раз – и пять лет на это место не возвращаешься. Есть такие технологии, а? В двадцать первом-то веке?

Впрочем, дилетантом я только прикидываюсь. Потому что за последние годы пару раз встречался с большими дорожными боссами – уважаемыми людьми, профессионалами. И они меня просветили. Рассказали, как трудно строить и содержать дороги.

Во-первых, денег на это выделяется до обидного мало. Миллиард, говорите? Да это семечки. По-хорошему надо пять миллиардов, десять! Но десять никто не даст. Значит, ремонтируем на то, что есть.

«Понимаете, в строительстве дорог есть два варианта: либо повышаем капиталоемкость, чтобы продлить срок эксплуатации дороги, либо снижаем ее, чтобы построить больше. Мы чаще всего выбираем второй вариант».

А знаете ли вы, что транспортный налог, который мы платим, не покрывает и десятой части затрат на содержание дорог?

Во-вторых, у нас же тут Сибирь. Климат нестабильный. Перепады температуры огромные: растаяло – замерзло. И так много раз за сезон. Асфальт от этого разрушается.

Профессионалы рассказывали, что и в Финляндии, и в Норвегии, где климат похож на наш, дороги почти такие же – их тоже приходится все время латать. А уж в центре Нью-Йорка – вообще вилы. Яма на яме. Фотографию даже показывали.

И только во Флориде дороги отличные, потому что там не бывает минусовых температур. Говорили, что технологии у нас точно те же, что на Западе. Самые современные. Мы также добавляем в асфальт латекс, целлюлозу, фибру, делаем армирование асфальтобетона…

Не поверить невозможно. Умом понимаю, что профессионалы не врут. Но обывательское сердце противится логике и продолжает задавать вопросы: какого черта мы ремонтируем дороги так отвратительно, что они порой не выдерживают и одного сезона? Что это, если не разбазаривание бюджетных, то есть народных, денег?

Отвечать не надо, вопросы риторические.

Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме

24 марта 2023
Двадцать пять тысяч самоваров Ивана Фомича
В который раз убеждаешься, что русскую литературную классику невозможно сбросить с парохода современности, поскольку она во многом и есть современность.
17 марта 2023
Пацифизм – только для русских
Жизнь научила, что обладатель российского паспорта, выступающий под лозунгом «Нет войне!», на самом деле за войну с нашим поражением в
4 марта 2023
Нейросеть и деревянные солдаты
Самая популярная в мире программа-собеседник ChatGPT, имеющая около 100 миллионов активных пользователей, недавно призналась, что из всех биологических существ более всего

Советуем почитать