Здоровье детей и компьютер

Здоровье детей и компьютер

Результаты профилактических медицинских осмотров детей и подростков Красноярского края свидетельствуют о том, что нарушение осанки и понижение остроты зрения выявляются в период поступления детей в детское дошкольное учреждение и при поступлении в школу, а за период обучения в школе частота выявления данной патологии у детей увеличивается.

Нарушение осанки на протяжении 2008-2012 гг. чаще выявляется у детей при переходе к предметному обучению (4-5 классы) – 13,6…18,6 случаев и у детей перед окончанием школы (16-17 лет) – 19,2…26,3 случаев на 1000 осмотренных детей соответствующего возраста. Показатель выявляемости нарушения осанки у детей и подростков всех рассматриваемых групп снизился. Исключение составляют дети при переходе к предметному обучению, у которых данный показатель увеличился с 13,6 на 1000 осмотренных в 2011 году до 14,1 на 1000 осмотренных в 2012 году.

В 2008-2012 гг. понижение остроты зрения регистрируется у детей при поступлении в детское дошкольное учреждение – в 11,2…14,0 случаях на 1000 осмотренных детей, а перед окончанием школы (дети в возрасте 16-17 лет) данный показатель достигает 47,8…64,5 случаев на 1000 осмотренных детей. В 2012 году отмечается снижение показателя выявляемости нарушений (понижения) остроты зрения у детей перед поступлением в школу – с 32,9 до 30,6 на 1000 осмотренных и рост по другим возрастным группам.

Одним из факторов, неблагоприятно влияющих на здоровье наших детей, является чрезмерное увлечение компьютерными играми и телепередачами.

Компьютер – это источник электрического, магнитного излучения и статического напряжения, поэтому гигиенические нормативы предусматривают следующие нагрузки, безопасные для здоровья детей:

Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанная с фиксацией взора непосредственно на экране монитора на уроке не должна превышать:

·для обучающихся в I-IV классах — 15 мин;

·для обучающихся в V-VII классах — 20 мин;

·для обучающихся в VIII-IX классах — 25 мин;

для обучающихся в X – XI классах на первом часу учебных занятий 30 мин, на втором — 20 мин.

Внеучебные занятия с использованием ПЭВМ рекомендуется проводить не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:

·для обучающихся в II-V классах не более 60 мин;

·для обучающихся в VI классах и старше — не более 90 мин.

Время проведения компьютерных игр с навязанным ритмом не должно превышать 10 мин для учащихся II – V классов и 15 мин для учащихся старших классов.

Общую продолжительность занятий с ПЭВМ в оздоровительно-образовательных лагерях, реализующих образовательные программы с использованием ПЭВМ, организуемые в период школьных каникул, рекомендуется ограничить:

·для детей 7 — 10 лет одним занятием в первую половину дня продолжительностью не более 45 мин;

·для детей 11 — 13 лет двумя занятиями по 45 мин: одно — в первой половине дня и другое — во второй половине дня;

·для детей 14 — 16 лет тремя занятиями по 45 мин каждое: два в первой половине дня и одно во второй половине дня.

В оздоровительно-образовательных лагерях в период школьных каникул компьютерные игры с навязанным ритмом рекомендуется проводить не более одного раза в день продолжительностью:

·до 10 мин для детей младшего школьного возраста;

·до 15 мин для детей среднего и старшего школьного возраста.

Запрещается проводить компьютерные игры перед сном.

В дошкольных образовательных учреждениях рекомендуемая непрерывная продолжительность работы с ПЭВМ на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 мин, для детей 6 лет — 15 минут.

Игровые занятия с использованием ПЭВМ в ДОУ рекомендуется проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности детей: во вторник, в среду и в четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз.

Занятиям с ПЭВМ должны предшествовать спокойные игры.

Не допускается одновременное использование одного монитора для двух и более детей независимо от их возраста.

С целью профилактики негативного влияния на орган зрения пребывания ребенка за компьютером/телевизором разработаны и утверждены рекомендуемые комплексы упражнений для глаз. Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.

Вариант 1

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 — 4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 — 6. Повторить 4 — 5 раз.

2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1 — 4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1 — 6. Повторить 4 — 5 раз.

3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 — 4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1 — 6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3 — 4 раза.

4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх — налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1 — 6; затем налево вверх направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1 — 6. Повторить 4 — 5 раз.

Вариант 2

1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1 — 4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1 — 6. Повторить 4 — 5 раз.

2. Посмотреть на кончик носа на счет 1 — 4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1 — 6. Повторить 4 — 5 раз.

3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1 — 6. Повторить 4 — 5 раз.

4. При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1 — 4 вверх, на счет 1 — 6 прямо; после чего аналогичным образом вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1 — 6. Повторить 3 — 4 раза.

Вариант 3

1. Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, насчет 10 — 15.

2. Не поворачивая головы (голова прямо) с закрытыми глазами, посмотреть направо на счет 1 — 4, затем налево на счет 1 — 4 и прямо на счет 1 — 6. Поднять глаза вверх на счет 1 — 4, опустить вниз на счет 1 — 4 и перевести взгляд прямо на счет 1 — 6. Повторить 4 — 5 раз.

3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25 — 30 см, на счет 1 — 4, потом перевести взор вдаль на счет 1 — 6. Повторить 4 — 5 раз.

4. В среднем темпе проделать 3 — 4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 — 6. Повторить 1 — 2 раза.

С другими комплексами упражнений физкультурных минуток, физкультурных пауз, профилактической гимнастики для дошкольников, направленными на профилактику утомляемости не только зрительного анализатора, можно ознакомиться в СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (с дополнениями и изменениями) в Приложениях 9,10,11 (рекомендуемых).

Также следует отметить, что вред состоянию здоровья ребенка может нанести не только чрезмерное время провождения его за монитором, но и неправильно организованное рабочее место в целом, в т.ч. отсутствие специального стула для поддержания физиологически рациональной позы для снижения статического напряжения мышц шеи и спины, отсутствие специального стола для размещения монитора и клавиатуры под определенным углом с целью профилактики заболеваний глаз и суставов кистей рук, неправильное размещение экрана компьютера относительно окна – источника естественного освещения или потолочных светильников.

Естественный свет должен попадать преимущественно слева, искусственное и естественное освещение не должны создавать бликов на поверхности экрана. Помните, что самая тяжелая нагрузка на позвоночник человека в положении – сидя.

По данным Роспотребнадзора по Красноярскому краю

Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме

14 октября 2021
Какой ипотечной программой воспользоваться?
Хорошим решением вопроса по улучшению жилищных условий является ипотечное кредитование. Есть много вариантов займов, на финансирование некоторых из них банки
1 октября 2021
Как красиво и просто украсить дом к Новому году
Новый год уже не за горами, а вы все еще не придумали, как красиво украсить дом к праздникам? Мы подготовили
1 октября 2021
Стоматология DENTIST — имплантация зубов в Красноярске
Дентальные импланты германских производителей становятся все более востребованными на российском рынке. Специалисты отмечают их высокое качество, надежность и эстетику при

Советуем почитать