Спасение челюскинцев стало не только знаковым событием во всей советской истории, но и технологически уникальной операцией.
Летом 1933 года из порта Мурманск вышел пароход «Челюскин», на борту которого находилась научная экспедиция во главе с Отто Шмидтом. Перед командой и учеными стояла задача изучить возможности Северного морского пути.
В Беринговом море «Челюскин» оказался зажат льдами. 13 февраля 1934 года Шмидт дал команду выгружать все запасы и эвакуироваться. 104 человека, включая десять женщин и двух младенцев, родившихся во время плавания, вышли на льдину. Вскоре после эвакуации судно было раздавлено льдами и затонуло. О бедствии удалось сообщить по радио.
На спасение экспедиции были посланы корабли «Красин», «Сталинград» и «Смоленск» и полярная авиация. Поскольку дальность полета была невелика, самолеты везли в разобранном виде, собирали на мысе Олюторка, откуда летчики и достигли лагеря Шмидта. Понадобилось более десятка рейсов, чтобы вывезти всех. На льдине экспедиция провела более двух месяцев.
В Москве челюскинцев и их спасителей встретили триумфально. Более того, 16 апреля было учреждено звание Героя Советского Союза. Первыми его были удостоены летчики, участвовавшие в спасательной операции, А . Ляпидевский, С. Леваневский, М. Слепнев, Н. Каманин, В. Молоков, И. Доронин, М. Водопьянов.
В этот день 1944 года войсками 4-го Украинского фронта при поддержке Черноморского флота, Азовской флотилии и крымских партизан была освобождена столица Крыма – Симферополь.
В оккупации город находился 865 дней. В окрестностях нацисты построили лагерь смерти, в котором было замучено более 10 тысяч человек. В городе действовало партизанское подполье, не прекращавшее борьбу ни на день. Освобождение Симферополя Москва приветствовала артиллерийскими залпами из 224 орудий.