Более тысячи лет назад был сделан выбор, который сейчас называют цивилизационным, – повлиявший на политику, искусство, мировоззрение и всю дальнейшую историю нашей страны. А что сегодня значит крещение в жизни человека? Об этом наш разговор с руководителем отдела религиозного образования и катехизации Красноярской епархии, настоятелем храма Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Андреем БАБИНЫМ.
Состояние личного выбора
– Отец Андрей, сейчас, мне кажется, крещены уже почти все…
– Много, но далеко не все. Сейчас в тренде у молодежи так называемый агностицизм – это концепция, которая хотя и допускает существование Бога, но считает невозможным познание истины в этом вопросе. Есть много маленьких детей, которых родители не крестили, поддерживая тотальное заблуждение: когда вырастет – сам выберет себе религию. Из них очень маленький процент тех, кто потом станет верующим человеком, ведь вера – это то, что воспитывается, взращивается. Ну а если мы будем говорить о тех, кто по-настоящему воцерковлен, их малое количество всегда. Часто крещеные люди вообще не имеют с Церковью ничего общего.
– Почему так происходит?
– Ранее крещение нового члена общества становилось настоящим праздником, торжеством. В древних христианских общинах крещение новооглашенного происходило в Пасху – во время богослужения, в торжество из торжеств впервые происходило приобщение к Святым Дарам, и это все было даже не столько личным праздником, сколько всей общины верующих. И человек нес печать ответственности за свой выбор не только перед собой, но и перед общиной. Сейчас это перешло в состояние личного выбора, и отсюда большое количество людей, говорящих абсурдную фразу, – «не хожу, потому что Бог у меня в душе».
– Возможно, дело еще и в том, что часть людей, которые собираются креститься, имеют свои определенные цели, и это совсем не жизнь по заповедям и не наследование жизни вечной…
– Я всегда спрашиваю человека, что его привело. И чаще всего это либо личная проблема – тяжелая жизненная ситуация, заболевание, «полоса невезения», либо – в куда более редких случаях – то, что мы, христиане, называем «прикосновение Бога к человеческому сердцу», призыв. И если в основе решения человека была попытка подойти к таинству как к чему-то магическому, то есть вероятность того, что с первым повторением каких-то сложностей он скажет: «А, не помогло, пойду дальше». Это сродни подходу язычников, которые молятся какому-то божеству, ничего не происходит, и они идут к следующему – возможно, он «сильнее». Но христианство говорит совсем о другом – о том, что высота, которую ты взял в своей духовной жизни, и те события, которые происходят с тобой в жизни обычной, – они не всегда коррелируются. Быть христианином – это не означает быть счастливчиком, это означает жить для Бога и стремиться к жизни вечной. Это совсем другой уровень бытия, когда у человека изменяется шкала его ценностей.
Вопрос к себе
– Сейчас обязательны огласительные беседы?
– Обязательны и очень желательны, но бывают ситуации, когда человека необходимо крестить именно сейчас – когда он уже на больничной койке, в тяжелом состоянии. Катехизаторские беседы проводятся почти во всех храмах. Вообще раньше оглашение от года до двух занимало, и это нормально. Человек укреплялся в вере, а иначе он по слабости своей может отпасть от нее, что является грехом. Сейчас же достаточно пары бесед, где-то больше или меньше. Мы можем вообще без них обойтись, если знаем человека, уверены в нем и его крестных. Для детей обязательны крестные: очень большую роль играет их вера, потому что они делают выбор как бы за ребенка. И ответственность за то, чтобы в дальнейшем он был воспитан в вере, во многом лежит на них. Поэтому выбор крестных очень ответственен – это не просто пригласить подругу, потому что ранее уже «обещала ей», или родственницу, которая обидится, если выберут не ее. Крещение – это не способ выстраивания каких-то социальных связей, это тот момент, когда ты доверяешь своего ребенка человеку, который для тебя не только авторитет в области веры. Он может позаботиться о нем еще и в обычной жизни: исторически в случае смерти родителей ребенка должны были забрать и воспитывать крестные. Они, если видят, что никто в семье не показывает доброго примера – не молится, не ходит в церковь, должны его показать сами.
– Частая ситуация, когда родители покрестили ребенка, но это для того, чтобы его «не сглазили», в церковь они сами не ходят, и через некоторое время у ребенка вообще возникает вопрос о том, зачем надевать крест, не говоря уже о чем-то большем…
– В таком случае крестные должны быть моральным, духовным авторитетом, на который он будет равняться. Крестная может стать примером, особенно во время подросткового бунта, когда мнением родителей часто пренебрегают. Почему мы носим крест – тому есть много объяснений, но лично для меня самое определяющее, важное: это пример запечатления акта высочайшего милосердия и любви, которые изливаются на всех нас даже в тот момент, когда рядом толпа кричит: «Распни его!»
На самом деле наши дети всегда будут такими, какие мы есть. Если мы «пустышки», которые временно надевают маску православного на какое-то время, то и они будут такими же. И вопрос их веры – это прежде всего вопрос к себе, насколько ты сам веришь.
Христианство имело такой большой успех в античном мире, потому что вера первых христиан была очень искренней, и это не могли не замечать остальные. Но для того, чтобы этот свет нести, нужно, чтобы твое сердце горело.
– Первое время так и есть. Пока у человека все хорошо. Но если случается несчастье… Я помню историю человека, который просил о выздоровлении жены, но она умерла, и, по его словам, он первое время даже притронуться к молитвеннику не мог – из-за глубокой обиды на Него.
– Мы часто считаем себя монополистами чужой жизни. Когда Господь призывает человека к себе, а родственники с этим не согласны. Я огромное количество ситуаций вижу в больницах, когда люди уже сами не хотят жить – они настрадались, намучились. А близкие не хотят отпускать: пусть он совершенно немощный и никогда не выйдет из этого состояния, но пусть он остается с ними. Но у Господа есть промысел о каждом из нас.
Вот это состояние богооставленности, одиночества – оно бывает у каждого. Нужно, чтобы была память о том, когда Господь носил тебя на своих же руках. А теперь для твоего же роста духовного дальнейшего он просит пройти тебя самостоятельно эту пару шагов.