Аналитики Альфа-Лизинга проанализировали общую ситуацию на рынке седельных тягачей за III квартал 2024 года. По итогам января—сентября доля китайской техники в сегменте увеличилась до 86 %, в то время как в аналогичном периоде прошлого года составляла 82 %. Эксперты лизинговой компании озвучили главные драйверы роста китайского присутствия на рынке специализированных грузовых авто для перевозок.
По итогам анализа лизинговых сделок в Альфа-Лизинге, заключенных в период с января по сентябрь 2024 года, продажи седельных тягачей снизились на 45 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Одной из причин отрицательной динамики стала реализация отложенного спроса в 2023 году. В том числе за счет расширения предложений от китайских поставщиков грузовой техники.
Таким образом, доля китайских седельных тягачей за три квартала прошлого года составила 82 %. Наиболее востребованными из них на российском рынке стали Sitrak (42 %), Shacman (15 %), Foton (11 %), Dongfeng (4 %). Чаще всего седельные тягачи в лизинг оформляли представители бизнеса из Южного федерального округа (21 %), Сибири (20 %), Москвы и Центрального федерального округа (18,5 %), Поволжья (17 %), Урала (14 %) и Северо-Западного округа (7,5 %).
В текущем году доля китайских тягачей на российском рынке увеличилась до 86 %. Изменения произошли в списке лидеров по продажам как по брендам, так и по регионам. Тягачи Sitrak остались на первом месте по уровню реализации за III квартала текущего года, заняв 35 % оформленных лизинговых сделок. Второе место осталось за Shacman (17 %). В текущем году марка Dongfeng поднялась на третье место рейтинга наиболее востребованных седельных тягачей и заняла 13 % от общего объема. FAW с показателем 12 % вытеснил из топ-5 брендов Foton, а пятое место занял представитель немецкого специализированного грузового транспорта — Mercedes-Benz с незначительной долей в 4 %. Больше всего лизинговых сделок за январь—сентябрь 2024 года было заключено в столице и Центральном округе (21,7 %), Поволжье (19 %), на Юге России (18,6 %), на Урале (13,6 %) и в Северо-Западном округе (12,2 %).
Популярность китайских седельных тягачей у представителей отечественного бизнеса объясняется доступностью запчастей и широкой сервисной поддержкой. Кроме того, китайские бренды активно расширяют ассортимент грузовой техники в России, занимая свободные ниши. Они предлагают разнообразие комплектаций и специальные выгодные предложения от дилеров и производителей для оформления тягачей в лизинг. Отечественный КамАЗ больше не входит в топ-5 востребованных седельных тягачей.
По итогам анализа лизинговых сделок за январь—сентябрь 2024 года можно сделать вывод, что китайские седельные тягачи будут и дальше вытеснять европейские и отечественные марки за счет более выгодной цены и ее оптимального соотношения с качеством и техническими характеристиками. Например, доля тягачей Mercedes-Benz, Volvo по итогам 8 месяцев на российском рынке сократилась до 5 % и 1,5 % соответственно из-за высокой стоимости, сложностей с поставками по параллельному импорту. Кроме того, повлиял и дефицит запчастей, а также дорогое сервисное обслуживание. Таким образом, в 2025 году устойчивая тенденция перехода бизнеса на китайскую грузовую технику будет укрепляться.