Новая система оценки успешности ребенка – требование времени. Но перенести новшество одним движением из внедрившего систему красноярского лицея № 9 «Лидер» во все другие школы нельзя. Об этом говорили участники круглого стола «Безотметочное обучение в школе: за и против», прошедшего сегодня, 17 апреля, в редакции «НКК».
Тема обучения без отметок стала активно обсуждаться после того, как коллектив красноярского лицея № 9 «Лидер» публично поделился опытом применения системы. В лицее учителя в течение года не ставят отметки, а пишут развернутые комментарии об успехах ребенка по предмету. Подразумевается, что таким образом ученик и родители видят реальный рост его знаний, а не сравнение с одноклассниками.
Больше всего беспокойства новая система вызвала у родителей учеников из других школ. Многие признавались, что понимают: в одном конкретно взятом лицее такая система может работать прекрасно, как это и раньше бывало с другими новаторскими методиками. Но применение даже хорошего опыта в других школах может оказаться провальным.
Поэтому за круглым столом в редакции «НКК» собрались и представители ведомств, которые принимают решения, влияющие на все образовательные учреждения края, и педагоги, и неравнодушные родители.
Родители оказались приверженцами старой, проверенной, консервативной системы. В ней отметка ясно свидетельствует: вот эту тему или этот предмет ребенок никак не может усвоить, а здесь у него явный успех. Влияние субъективного фактора в ней безусловно сказывается: если педагог просто невзлюбил ребенка и вдобавок к этому недостаточно мудр, ученик не просто будет приносить плохие отметки. Он действительно не сможет у этого педагога изучить предмет.
Но и новая система, когда учитель пишет развернутые комментарии о том, что ребенку удалось, над чем ему еще надо поработать, а на что обратить особое внимание, потому что он в этом одарен, тоже не исключают субъективного фактора.
– Я пишу: «Ваш ребенок умеет: снимать видео, анализировать информацию, компилировать информацию, работать с группой, управлять группой», – привел пример на круглом столе учитель русского языка и литературы лицея № 9 «Лидер» Сергей Цветков. – Учитель географии может написать: «Ваш ребенок знает все заводы Красноярского края, знает, что они производят, знает… знает… знает…» – как отметкой это оценить?!
О причинах новаций в области оценки результата работы учителя и ученика без эмоций рассказала Галина Вычужанина, член cовета Гражданской ассамблеи Красноярского края, эксперт по реализации комплексного проекта модернизации общего образования (КПМО) при Министерстве образования Российской Федерации:
– Поскольку сколько людей, столько и мнений, государство обязательно устанавливает рамки, в которых действует школьное образование. Они называются «Федеральные государственные образовательные стандарты». Эти стандарты с учетом изменений в мире очень серьезно разрабатываются и обсуждаются в течение многих лет. Смотрели, что советская школа делала, взяли опыт Финляндии. Там детей учат предпринимательству, учат прогнозировать, работать в команде, предвидеть необходимость перемен. Финские школьники адаптируются в обществе и получают хорошую работу быстрее, чем все остальные. Время заставляет нас думать, что в нашем образовании чего-то не хватает. Вот и появились новые стандарты. И они побуждают оценивать ребенка многогранно.
Начальник отдела общего и дошкольного образования министерства образования Красноярского края Татьяна Гридасова успокоила взволнованных новшествами родителей, пояснив, что никто не собирается ничего насаждать директивно. Статья 28 закона об образовании РФ говорит о том, что школа уполномочена устанавливать формы и периодичность промежуточной аттестации и текущего контроля. Но это положение должно обсуждаться и согласовываться с органом государственно-общественного управления, который создан в школе: с управляющим или педагогическим советом, родительским собранием – как записано в уставе.
– Все должно падать на подготовленную почву, – говорит Татьяна Гридасова. – Перед тем как создавать такие документы, нужно готовить почву и обсуждать со всеми: с детьми, с заинтересованными родителями, говорить о том, что в школе может быть введена новая система. В лицее № 9 такие нововведения удаются, потому что школа много лет работает над ними и вместе с детьми и родителями обсуждает результаты. И безотметочная система – это многолетний труд, который люди совместно нарабатывали: нарабатывали критерии, показатели. И если другая школа решит сменить, например, формы промежуточного контроля, перед этим должна пройти грандиозная работа. У нас есть случаи, когда пытаются обойтись без такой предварительной работы и обсуждений, и получаются очень серьезные конфликты.