Эксперты исключили возможность внедрения безотметочной системы во всех школах одним решением

Эксперты исключили возможность внедрения безотметочной системы во всех школах одним решением
Эксперты исключили возможность внедрения безотметочной системы во всех школах одним решением

Новая система оценки успешности ребенка – требование времени. Но перенести новшество одним движением из внедрившего систему красноярского лицея № 9 «Лидер» во все другие школы нельзя. Об этом говорили участники круглого стола «Безотметочное обучение в школе: за и против», прошедшего сегодня, 17 апреля, в редакции «НКК».

Тема обучения без отметок стала активно обсуждаться после того, как коллектив красноярского лицея № 9 «Лидер» публично поделился опытом применения системы. В лицее учителя в течение года не ставят отметки, а пишут развернутые комментарии об успехах ребенка по предмету. Подразумевается, что таким образом ученик и родители видят реальный рост его знаний, а не сравнение с одноклассниками.

Больше всего беспокойства новая система вызвала у родителей учеников из других школ. Многие признавались, что понимают: в одном конкретно взятом лицее такая система может работать прекрасно, как это и раньше бывало с другими новаторскими методиками. Но применение даже хорошего опыта в других школах может оказаться провальным.

Поэтому за круглым столом в редакции «НКК» собрались и представители ведомств, которые принимают решения, влияющие на все образовательные учреждения края, и педагоги, и неравнодушные родители.

Родители оказались приверженцами старой, проверенной, консервативной системы. В ней отметка ясно свидетельствует: вот эту тему или этот предмет ребенок никак не может усвоить, а здесь у него явный успех. Влияние субъективного фактора в ней безусловно сказывается: если педагог просто невзлюбил ребенка и вдобавок к этому недостаточно мудр, ученик не просто будет приносить плохие отметки. Он действительно не сможет у этого педагога изучить предмет.

Но и новая система, когда учитель пишет развернутые комментарии о том, что ребенку удалось, над чем ему еще надо поработать, а на что обратить особое внимание, потому что он в этом одарен, тоже не исключают субъективного фактора.

– Я пишу: «Ваш ребенок умеет: снимать видео, анализировать информацию, компилировать информацию, работать с группой, управлять группой», – привел пример на круглом столе учитель русского языка и литературы лицея № 9 «Лидер» Сергей Цветков. – Учитель географии может написать: «Ваш ребенок знает все заводы Красноярского края, знает, что они производят, знает… знает… знает…» – как отметкой это оценить?!

О причинах новаций в области оценки результата работы учителя и ученика без эмоций рассказала Галина Вычужанина, член cовета Гражданской ассамблеи Красноярского края, эксперт по реализации комплексного проекта модернизации общего образования (КПМО) при Министерстве образования Российской Федерации:

– Поскольку сколько людей, столько и мнений, государство обязательно устанавливает рамки, в которых действует школьное образование. Они называются «Федеральные государственные образовательные стандарты». Эти стандарты с учетом изменений в мире очень серьезно разрабатываются и обсуждаются в течение многих лет. Смотрели, что советская школа делала, взяли опыт Финляндии. Там детей учат предпринимательству, учат прогнозировать, работать в команде, предвидеть необходимость перемен. Финские школьники адаптируются в обществе и получают хорошую работу быстрее, чем все остальные. Время заставляет нас думать, что в нашем образовании чего-то не хватает. Вот и появились новые стандарты. И они побуждают оценивать ребенка многогранно.

Начальник отдела общего и дошкольного образования министерства образования Красноярского края Татьяна Гридасова успокоила взволнованных новшествами родителей, пояснив, что никто не собирается ничего насаждать директивно. Статья 28 закона об образовании РФ говорит о том, что школа уполномочена устанавливать формы и периодичность промежуточной аттестации и текущего контроля. Но это положение должно обсуждаться и согласовываться с органом государственно-общественного управления, который создан в школе: с управляющим или педагогическим советом, родительским собранием – как записано в уставе.

– Все должно падать на подготовленную почву, – говорит Татьяна Гридасова. – Перед тем как создавать такие документы, нужно готовить почву и обсуждать со всеми: с детьми, с заинтересованными родителями, говорить о том, что в школе может быть введена новая система. В лицее № 9 такие нововведения удаются, потому что школа много лет работает над ними и вместе с детьми и родителями обсуждает результаты. И безотметочная система – это многолетний труд, который люди совместно нарабатывали: нарабатывали критерии, показатели. И если другая школа решит сменить, например, формы промежуточного контроля, перед этим должна пройти грандиозная работа. У нас есть случаи, когда пытаются обойтись без такой предварительной работы и обсуждений, и получаются очень серьезные конфликты.


Все поля обязательны для заполнения

Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме

7 февраля 2019
Педагоги Красноярска обучают школьников математике и языкам в социальных сетях
Красноярские педагоги заводят учебные аккаунты в социальных сетях. Например, в школе № 137 старшеклассники делают домашнюю работу по английскому языку
11 марта 2022
В следующем году аварийное здание школы в Ленинском районе Красноярска реконструируют
Администрация Красноярска ищет подрядчика для реконструкции школы № 47 на улице Песочной. Начальная максимальная цена контракта составляет 336 млн рублей.
28 октября 2021
Модульное здание начальной школы № 86 в Красноярске построили за полгода
В Красноярске на улице Калинина завершилось строительство  модульного здания для начальных классов школы № 86 имени М. Ф. Стригина. Объект