Тема утилизации промышленных отходов – «горячая» не только для бизнеса, но и для жителей Красноярска. Окраины краевого центра постепенно заваливают строительным и производственным мусором. На круглом столе «Красноярский кризис в отрасли по обращению с промышленными отходами. Перспективы развития и пути решения проблемы», который прошел 27 апреля в Общественной палате Красноярского края, эксперты, общественники, представители бизнеса и министерств региона попытались определить пути решения этой проблемы.
В Красноярске практически отсутствует инфраструктура для утилизации и переработки отходов промышленных предприятий.
«Мощности по захоронению опасных отходов, которые были созданы в советское время, заканчиваются. При этом новые полигоны не появляются, — отметил на круглом столе член Общественной палаты края, председатель палаты экологических организаций Павел Гудовский. – Бизнес оказался в замкнутом круге. Ему говорят: утилизация – проблема самих образователей отходов. Но нерешение этой проблемы пагубно влияет на экономическое и социальное состояние региона».
В Красноярске два полигона, которые принимают промышленные отходы – АО «Автоспецбаза» и ООО «Вторичные ресурсы Красноярск». Но, как заявил на круглом столе генеральный директор «Вторичных ресурсов Красноярск» Федор Белоногов, через 70 дней полигон, который находится в его ведении, закроется – предприятию не продлили аренду на землю. А «Автоспецбаза» не сможет закрыть всей потребности красноярского бизнеса в приемке опасного мусора: по нормативным актам промотходы она принимает в ограниченном количестве – только 30 процентов от всего объема привозимого мусора.
Бизнесу придется самому решать проблему утилизации отработанных фильтров, масел и прочих опасных отходов.
«Мы обращались с этим вопросом в министерство экологии. Нам пришел ответ: утилизацией отходов должен заниматься бизнес, их производящий, — говорит главный эколог АО «Красноярсккрайуголь» Татьяна Козлова. – Сейчас мы находим выходы на утилизацию в других регионах – Кемеровской, Новосибирской областях, Пермском крае. Здесь есть специализированные полигоны. Обидно, что их нет в нашем большом регионе».
Все эксперты, присутствующие на круглом столе, отмечали: «мусорный» вопрос — больной для бизнеса.
«Перед нами стоит еще одна проблема: захоронение щелочных и кислотных отходов, а также демеркуризация. Сейчас в лучшем случае такие отходы вывозятся регоператором на свалку ТКО, в крае практически отсутствуют предприятия, их перерабатывающие, — отметил директор союза товаропроизводителей, предпринимателей Красноярского края Александр Миллер. — А те бизнесмены, которые желают организовать перерабатывающие предприятия, встречаются с непреодолимыми препятствиями. Например, нашелся предприниматель, готовый перерабатывать легнин около Канска. Но не может взять в аренду землю рядом с легнинохранилищем для строительства завода».
Как отмечают эксперты, в крае существуют технологии переработки опасных отходов, и некоторые даже уникальные. Но внедрить их бизнес не может из-за законодательного несовершенства.
На круглом столе в Общественной палате генеральный директор ООО «Призма» Дмитрий Коноваленко рассказал о проекте большого технопарка, построить который планируется в Солонцовском сельсовете Емельяновского района.
«Мы готовы перерабатывать 400 тысяч тонн промышленных отходов в год. В том числе пластик и целлюлозу, — рассказал Дмитрий Коноваленко. – Но наш проект при прохождении государственной экспертизы получил отрицательный результат: часть земель сельхозназначения, на них нельзя размещать промышленные предприятия. Мы вынуждены разбить строительство технопарка на этапы. На первом – на землях промышленного назначения – создается полигон для захоронения. А при переводе земель из одной категории в другую – начнем возводить перерабатывающие производства».
Проект хороший, но воплощаться в жизнь он будет не один год, а проблему с утилизацией опасного мусора нужно решать срочно. По итогам круглого стола общественники решили организовать межведомственное совещание и вместе с представителями министерств и ведомств края выработать для бизнеса, готового вкладываться в «мусорную» инфраструктуру, дорожную карту.