Сегодня, 13 сентября, в пресс-центре газеты «Наш Красноярский край» прошел круглый стол «Инклюзия в школах – мечта или реальность?». В работе приняли участие: начальник отдела специального образования министерства образования Красноярского края Марина Холина, депутат Законодательного собрания Красноярского края Евгений Черных, руководитель общественного движения в поддержку детей с тяжелыми множественными нарушениями «Право на счастье» Надежда Болсуновская, директор МБОУ СОШ №1 (Заозерный) Ирина Крук, мама особенного школьника Татьяна Рубан, победитель всероссийского конкурса лучших инклюзивных практик, учитель начальных классов школы № 5 (Ачинск) Елена Карагаева.
Эксперты обсудили, сколько детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) вовлечены в настоящее время в инклюзию, готовы ли учителя обучать особенных детей наравне со всеми учениками, готовы ли сами дети с ОВЗ включиться в образовательный процесс, и что такое псевдоинклюзивные практики.
По словам Марины Холиной, в Красноярском крае разработана концепция развития инклюзивного образования на 2017-2025 годы. В настоящее время в процесс инклюзивного образования вовлечены 6685 детей с ограниченными возможностями здоровья, что на 613 больше, чем в прошлом учебном году. Инклюзивным образованием занимаются 733 школы, это на 104 больше, чем в 2015-2016 учебном году. Несмотря на значительное продвижение системы образования в решении задач обеспечения доступного образования детей с ОВЗ, очевидно наличие ряда объективных проблем и противоречий, связанных с переходным состоянием от одной модели образования к другой. Марина Холина высказала уверенность, «что и к 2025 году говорить о полной инклюзии в российском образовании не придется. Это связано с принятием самой идеи инклюзии обществом. Основное затруднение в продвижении данной идеи состоит в восприятии ее принципов обществом, родителями школьников (как с ОВЗ, так и обычных) и педагогов. Изменения в восприятии происходят не за два-три года».
Победитель всероссийского конкурса лучших инклюзивных практик, учитель начальных классов школы № 5 (Ачинск) Елена Карагаева подчеркнула, что специально созданные условия в обычной школе способствуют более успешной социализации детей с ОВЗ, их большей самореализации. «Я постаралась, чтобы и ученики с ОВЗ и с нормой были включены в общий учебный процесс, не мешали друг другу, а работали вместе».
Директор МБОУ СОШ №1 (Заозерный) Ирина Крук отметила, что в инклюзию должна быть вовлечена вся школа, то есть и директор, и все педагоги, и все члены коллектива, и все школьники. При внедрении инклюзивного образования следует понимать, что есть такие учителя, которые никогда не примут тот факт, что должны обучать детей с ОВЗ, заставлять педагогов ни в коем случае нельзя, к тому же немало тех, кто заинтересован в этом. При этом Ирина Крук подчеркнула, что если учитель жалеет особенных учеников, то он так же не готов обучать их, так как результатов такого обучения не будет. «В инклюзивной школе дети успешны в том случае, когда к каждому из них есть индивидуальный подход. Причем и к ученику с ОВЗ, и к ученику без особенностей здоровья. Нельзя, чтобы особенные ученики мешали обучению обычных школьников. Если же большую часть урока педагог занят с особенным учеником, то это неправильно выстроенная модель инклюзивного образования».
Руководитель общественного движения в поддержку детей с тяжелыми множественными нарушениями «Право на счастье» Надежда Болсуновская подчеркнула, что система российского инклюзивного образования в настоящее время проходит этап становления, и еще не у всех педагогов и управленцев есть понимание этой системы. «Именно поэтому и возникают так называемые псевдоинклюзии, факты профанации инклюзии, из-за того, что кто-то не до конца понимает систему, кто-то не хочет ее понимать в принципе. Нельзя допускать ситуаций, когда в школе есть ученик с ОВЗ, но для него нет ни условий, ни адаптированной программы, либо педагоги не готовы работать с ним, либо он сам не готов обучаться в общеобразовательной школе. Но нельзя не отметить, что ситуация меняется, и система инклюзивного образования в регионе активно развивается и является одной из лучших в России».
В итоге прозвучали мнения о том, что обществу стоит уходить от инклюзии только в образовании, что инклюзия гораздо шире, чем просто обучение в школе, это в принципе социализация людей с ОВЗ. И если начать включение таких особенных людей в общественную жизнь еще в школе, то со временем и все общество примет эту идею.