Якутский ТЮЗ показал красноярцам свою постановку пьесы Горького «На дне» (16+). Это произведение из школьной программы актеры играют без слов в стиле балагана и клоунады и превращают в спектакль-загадку и для тех, кто забыл содержание, и для тех, кто помнит его практически наизусть.
В этой постановке при желании можно обнаружить несколько смысловых пластов. В одном из них зрителям предлагают разгадывать занимательную шараду по тексту Максима Горького.
Сцены из пьесы артисты играют практически строго по тексту, но без слов каждая приобретает свой дополнительный смысл. А яма, которая заменяет стол, упоминавшийся в тексте классика, становится центром всего действа и местом притяжения. Герои постоянно пытаются подняться над ней, убежать, отойти, отползти, но всё падают и падают на ее дно. И даже находят в ней утешение.
У каждого из героев есть свои страхи, мечты, желания, даже гордость. Они пытаются дружить и любить, но легко предают и изменяют, в том числе себе, ради смеха, утоления похоти, денег, выпивки.
И вот уже памятные со школы моральные и социальные проблемы начала 20-го века, которые безмолвно, но очень узнаваемо представляют герои, видятся абсолютно современными. И высвечивают второй пласт постановки, еще один большой режиссерский замысел. Тем более что костюмы несут на себе отпечаток двухтысячных годов: джинса, косухи, розовые пряди в волосах – все неопрятное, рваное, многое — неуместное в грязной ночлежке. И все — свидетельство уже нашего времени, проблем, которые вот они – рядом с нами, хотим мы их замечать или нет, но они лезут в глаза и часто требуют решения.
Можно ли вытащить этих людей из той самой ситуации или сделать ее хоть немного чище и лучше пахнущей, если они давно не представляют другой жизни и находят в ней свои радости? А чаще заливают смутные желания и недовольство вином.
Размышляя на эту тему, вдруг начинаешь замечать, что акценты в спектакле неуловимо начинают меняться, и вот перед зрителями уже не обитатели ночлежки, а балаганные артисты, которые репетируют очередной площадной спектакль с сортирным юмором и шутками ниже пояса. И уже перестаешь до конца понимать: перед тобой бомжи, возомнившие себя служителями Мельпомены, или заигравшиеся артисты, не отделяющие вымысла от яви. И это тот самый – третий пласт, который хотел показать постановщик.
У меня была давняя мечта – поставить спектакль без слов. Я решил реализовать идею пластической постановки на сцене ТЮЗа, где работает много молодых людей. На мой взгляд, получилось интересное прочтение, которое, возможно, будет интересно современному зрителю… Драматические артисты – немного рабы драматургии слова, им сложно существовать на сцене без текста, но ребята справились с этим. У нас была задача не просто рассказать историю по пьесе Горького, а вторым пластом еще немножко поговорить о своей профессии и о мире театра, — признается режиссер Сергей Потапов.
Как и в любой сложной постановке, в спектакле якутского театра можно рассмотреть далеко не два-три слоя смыслов. Так, на поверхности лежит тема смерти – отношения к ней, противостояния, примирения. Герои даже проходят чистилище, превращая, впрочем, его в попойку. И тут же идет речь о сострадании, ответственности за себя, свою жизнь и поступки — эти темы предстают перед зрителем слой за слоем, перемешиваясь и затягивая в новые глубины смыслов.
Красной нитью спектакля становится попытка сказать что-то важное, значительное, веское в этой жизни. Но то ли у обитателей ночлежки уже нет права голоса, то ли артисты забыли слова, то ли сказать им по сути нечего, но они мычат, стонут, заикаются, и … ничего не говорят и получается у них нечто непотребное.
Так что классическое «человек звучит гордо» здесь так и не прозвучало.
Напомним, фестиваль «Территория. Красноярск» – совместный проект Фонда развития культуры и современного искусства «Территория», Московского музея современного искусства (ММОМА) и крупнейшей российской золотодобывающей компании «Полюс». Фестиваль продлится до 11 июня.
16+