17 сентября на круглом столе «Инклюзивная практика в школах Красноярского края. Пошел ли процесс?» в редакции «НКК» эксперты обсудили понятие инклюзивного образования и трудности, с которыми сталкиваются дети с ограниченными возможностями при получении общего среднего образования.
В обсуждении приняли участие министр образования и науки края Светлана Маковская, руководитель организации «Открытые сердца» Елена Нига, директор краевого Центра адаптивного спорта Надежда Банникова, доцент кафедры коррекционной педагогики КГПУ им.В.П.Астафьева Ольга Беляева, директор общеобразовательной школы с инклюзивным уклоном (г.Заозерный) Ирина Крук, директор коррекционной школы № 5 Елена Клочкова и депутат Заксобрания Татьяна Волоткевич.
Понятие инклюзивного образования, как равного доступа всех детей, независимо от их состояния здоровья, к образовательным ресурсам, впервые было документально зафиксировано в новом законе об образовании, вступившем в силу с сентября 2013 года.
«Фактически закон не внес кардинальных изменений, а лишь зафиксировал наличие уже существовавшего в образовательной практике Красноярского края инклюзивного образования. Сложно найти хотя бы одну общеобразовательную школу на территории края, в которой не обучались бы дети с ограниченными возможностями здоровья», — отметила министр образования и науки края Светлана Маковская.
На территории Красноярского края существует 37 специальных коррекционных образовательных учреждений и 3 санаторные школы для детей с различными формами инвалидности. Но в данных учебных заведениях обучаются всего около 1700 школьников, а более 10 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья посещают общеобразовательные школы по месту жительства.
Новый закон закрепляет в общеобразовательных школах существование специальных классов для особенных детей, индивидуальную программу обучения для особенного школьника в рамках обычного класса общеобразовательной школы, а так же получение дистанционного образования. При этом, как подчеркнула Маковская, коррекционные школы продолжат свое существование и обратят усиленное внимание на детей, которые имеют статус не способных к обучению, а также выступят ресурсной платформой для подготовки школьных учителей к новым задачам инклюзивного образования.