2 октября церковь празднует память преподобного Алексия Зосимовского (1928), старца, окормлявшего и великих и малых мира сего.
Кто такой преподобный Алексий Зосимовский
Преподобный Алексий, иеросхимонах Зосимовой Пустыни (в миру Фёдор) родился 17 января 1846 года в Москве в многодетной семье протоиерея Алексея Петровича Соловьёва, настоятеля одного из городских храмов.
Рос необычайно серьезным, вдумчивым, избегал шумных компаний, был очень привязан к отцу. Дети часто просили его рассудить их в спорах.
В 1866 году окончил семинарию вторым в списке выпускников. Но в Духовную Академию не пошел, потому что хотел служить в скромном звании приходского диакона.
В 1867 году Федор Алексеевич был обвенчан с дочерью друга их семьи Анной, с которой дружил с детства. После рукоположения в диакона был назначен в храм Святителя Николая в Толмачах.
В 1870 году у четы родился сын Михаил. Но через два года любимая супруга скончалась от скоротечной чахотки. Когда Анну Павловну отпевали, у отца Феодора не было сил служить.
В мае 1895 года Фёдор Алексеевич был рукоположен в пресвитера и назначен в штат Кремлевского Успенского собора. Служил он благоговейно, часто за других. Был любим и уважаем и паствой, и клиром.
После того, как его сын окончил Московское техническое училище и женился, отец Феодор, давно тяготившийся мирской суетой, поступил в Смоленскую Зосимову Пустынь. 30 ноября 1898 года он был пострижен в иеромонаха с именем Алексий.
Игумен отец Герман, принимая в обитель протопресвитера Успенского собора, всеми уважаемого отца Феодора, очень опасался его гордыни. И начал смирять отца Алексия. Обращались с ним в пустыни сурово, ставил во время богослужений ниже братии, облачения давали самые плохонькие.
Однако вскоре отец Герман убедился в высоких душевных качествах инока, его настоящем смирении и искренне полюбил преподобного. Предвзятость сменилась уважением.
Увеличивалось и число исповедников у отца Алексия, его духовными чадами стали многие молодые монахи. Через несколько лет его духовным сыном стал и сам игумен Герман.
Весной 1906 года отец Алексий тяжело заболел воспалением легких. Лечивший его доктор уже без обиняков предупреждал, что он может умереть. В Великий Четверг отца Алексия соборовали. После таинства, когда иноки подходили по очереди прощаться, одного из них он тихо попросил:
Молись, я надеюсь на Бога, ради ваших святых молитв Господь дарует мне здоровье.
После этого отец Алексий стал поправляться.
Летом 1906 года отец Алексий перебрался жить в небольшую избушку, в полузатвор, в котором находился до 1916 года. Мало-помалу главным делом его стало старчество и духовничество. К нему стремились архиереи, чиновники, монахи, военные, профессора и студенты, рабочие и крестьяне.
Иногда отцу Алексию приходилось принимать народ почти безвыходно по многу часов подряд.
После Октябрьской революции 1917 года было решено восстановить на Руси Патриаршество. Кто из трех кандидатов — архиепископ Харьковский и Ахтырский Антоний, архиепископ Новгородский и Старорусский Арсений и митрополит Московский Тихон – возглавит Русскую православную церковь, должен был решить жребий. Вынуть его поручили старцу-затворнику иеромонаху Алексию. Горячо помолившись о том, чтобы достойно исполнить волю Божию, он вынул жребий с именем митрополита Тихона.
28 февраля 1919 года иеромонах Алексий был пострижен в схиму с прежним именем.
После разгона в 1923 году Зосимовой пустыни по декрету о ликвидации всех монастырей и уездов, отец Алексий со своим келейником отцом Макарием жил в маленьком домике в Сергиевом Посаде.
Скончался он 19 сентября (2 октября н. ст.) 1928 года. Причислен к лику святых Русской Православной Церкви в августе 2000 года.
Что еще празднуют в церкви 2 октября
Это день памяти мучеников Трофима, Савватия и Доримедонта (276), мученика Зосимы пустынника (IV), благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского (1147), благоверных князей Феодора Смоленского (1299) и чад его Давида (1321) и Константина, Ярославских чудотворцев, священномученика Константина и с ним двух мучеников (1918), священномученика Николая пресвитера (1919), священномученика Константина (1937), священномученика Нила пресвитера, преподобномученицы Марии (1938), священномученика Никандра пресвитера (1939).



