27 августа в православии почитается память одного из 12 малых пророков, Михея (VIII до Р. Х.). Шестой из 12 малых пророков предвидел и возвещал бедствия Израильского и Иудейского царств, предсказал рождение Спасителя в Вифлееме.
Кто такой пророк Михей
Ветхозаветные пророки делятся на больших (Исаия, Иеремия, Иезекииль, Даниил) и малых (Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария, Малахия) не по их значению или весомости прорицаний, а по объему оставленных посланий и пророческих книг.
Михей происходил из Иудейского царства, из города Морасфи, поэтому его и называют Морасфитянином. Пророчествовал в те же годы, что и Исаия, начиная примерно с 778 года (до Р. Х.) около 50 лет, при таких царях иудейских как Иоафам, Ахаз, Езекия.
Служение это не было ни легким, ни почетным. Пророки обличали нравы современников, пороки, идолопоклонничество и забвение истинного Бога. Призывали к покаянию и изменению образа жизни, отказу от излишеств и угождения плоти, обещали бедствия и разрушения. Их за это судили, били, даже убивали. Но избранники Божьи не могли отказаться от своей судьбы.
Пророк Михей презирал земные почести, не боялся сильных мира сего, слушая только Господа. Обещая бедствия и лишения, он надеялся, что Бог, наказав свой народ, непременно в итоге спасет его.
Предсказания пророка Михея относились как к Иудейскому, так и к Израильскому царствам. Он воспринимал их как единое потомство Иакова и одинаково скорбел об их судьбах.
Книга пророка Михея начинается возвещением о разрушении Самарии за следование языческим обычаям. Те же беды он предвещает и Иерусалиму за нечестие иудеев, преступления богачей и сановников.
Горе замышляющим беззаконие и на ложах своих придумывающим злодеяния, которые совершаются утром на рассвете, потому что есть в руке их сила (Мих.2:1).
Пророк обличает лжепророков, из корысти вводящих народ в заблуждение. Обещает Божий суд:
Посему за вас Сион распахан будет, как поле, и Иерусалим будет грудой развалин, и гора дома сего будет лесистым холмом (Мих.3:12).
Самария и Израиль еще при жизни пророка Михея прекратили свое существование при нашествии царя ассирийского, жители были угнаны в плен, а земли разграблены и опустошены.
Но пророк и утешает жителей Иерусалима, чтобы они не впали в отчаяние от предстоящих бедствий.
И будет в последние дни: гора дома Господня поставлена будет во главу и возвысится над холмами, и потекут к ней народы (Мих.4:1).
Считается, что в этом пророчестве сочетается обещание возвращения иудеев из Вавилонского плена и распространение Евангельской проповеди среди народов.
Также пророку Михею принадлежит пророчество о рождении Спасителя – Иисуса Христа:
И ты Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных (Мих.5:2).
Преставился Михей в глубокой старости около 695 года до Рождества Христова. О том, что он не был убит, как другие, свидетельствует книга пророка Иеремии:
И из старейшин земли встали некоторые и сказали всему народному собранию: «Михей Морасфитянин пророчествовал во дни Езекии, царя Иудейского… Умертвили ли его за это Езекия, царь Иудейский и весь Иуда? Не убоялся ли он Господа и не умолял ли Господа? И Господь отменил бедствие, которое изрек на них (Иер.26:18–19).
Что еще празднуется 27 августа
Это день предпразднства Успения Пресвятой Богородицы, перенесения мощей преподобного Феодосия Печерского (1091), икон Божией Матери «Беседная» (1383) и Нарвская (1558).
Также 27 августа почитается память священномученика Маркелла, епископа Апамейского (ок. 389), преподобного Аркадия Новоторжского (XI), священномученика Василия, епископа Черниговского, и с ним преподобномученика Матфея и мученика Алексия (1918), священномученика Владимира пресвитера (1920), священномучеников Владимира и Николая пресвитеров, преподобномученика Елевферия, преподобномучениц Евы игумении, Евдокии и мученика Феодора (1927), преподобного Александра исповедника (1961).



