4 октября в церкви празднуют обретение мощей святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1752). Собрав архивные церковные и прочие записи и записки, он проанализировал их и составил истории святых, расположенные по месяцам, в соответствии с годовым кругом церковных «памятей» — Четьи-Минеи, которыми до сих пор пользуется вся православная Россия.
Кто такой Димитрий, митрополит Ростовский
В миру его звали Даниил Тунтал. Родился в декабре 1651 года в местечке Макарово под Киевом. Когда семья в 1662 году перебралась в город, сына отдали в Киево-Могилянскую коллегию. Учеником он оказался очень одаренным, легко изучил греческий и латинский и несколько других языков, давались ему и классические науки.
В июле 1668 года Даниил принял монашество с именем Димитрий. Иноческое послушание проходил в Киевском Кирилловом монастыре. Там началась его литературная деятельность.
В 1675 году был рукоположен во иеромонаха, после чего успешно проповедовал Слово Божие в различных монастырях и храмах Украины, Литвы и Белоруссии.
Был игуменом Максимовской обители, Батуринского Никольского монастыря, откуда в 1684 году его вызвали в Киево-Печерскую Лавру. Настоятель архимандрит Варлаам (Ясинский) и поручил ему составление Четьих-Миней на весь год.
Этот масштабный труд святителя Димитрия без преувеличения можно назвать подвигом. Приходилось искать и собрать, анализировать и сравнивать множество разрозненных источников. Изложения житий требовало языка, достойного высокого предмета изложения, но одновременно и доступного обычным верующим.
Работа над Четьи-Минеи заняла два десятка лет. Преподобный говорил, что душа его, благодаря этому труду, наполнилась образами святых. Они укрепляли его, вселяли веру в благополучное завершение великого труда. Одновременно святитель выполнял обязанности настоятеля.
Весной 1701 года императорским приказом его назначили митрополитом Тобольским и Сибирским. Но в Тобольске, где ему предстояло теперь жить, вдали от библиотек и типографий, было практически невозможно завершить его литературно-исторический труд. После объяснения с Петром I, Димитрий получил разрешение остаться в Центральной России. В 1702 году его назначили правящим архиереем на Ростово-Ярославскую кафедру. Митрополитом Ростовским он оставался до самой кончины 28 октября 1709 года. В Ростове он и завершил свой многолетний и такой значимый для церкви труд.
В число наиболее известных произведений святителя также входят: «Алфавит духовный» (поучения и увещания к исполнению заповедей Господних, расположенные в алфавитном порядке), «Руно орошенное» (о почитании Богородицы и Ее икон), «Апология» и «Краткий Катихисис».
В Ростове преподобный открыл первую в Московской Руси духовную семинарию, собрав для обучения в ней более 200 детей священнослужителей. Часто посещал училища, на которые была разделена семинария, разговаривал с учениками, экзаменовал их. В свободное от церковных дел время преподавал сам. Содержал эти семинарские училища святитель на свои собственные, весьма скромные средства.
После смерти у него не нашли никакого имущества, кроме книг и рукописей.
Погребен святитель в Спасо-Яковлевском монастыре, значительно перестроенном в XVIII–XIX столетиях. Там святые мощи этого выдающегося иерарха Русской Православной Церкви и пребывают. Их обрели нетленными в 1752 году, а вскоре состоялась и общероссийская канонизация святителя.
В эпитафии на серебряной раке с мощами, составленной тогда же Михаилом Ломоносовым, были помещены, в частности, такие слова:
Написав жития святых, сам в лике оных вписан быть удостоился в лето 1754, апреля 9 дня.
Что еще отмечают в церкви 4 октября
Это день памяти апостола от 70-ти Кодрата (ок. 130), святителей Исаакия и Мелетия, епископов Кипрских, мучеников Евсевия и Приска (IV), священномучеников Ипатия епископа и Андрея пресвитера (ок. 730—735), преподобного Даниила Шужгорского (XVI), преподобного Иосифа Заоникиевского (1612), священномучеников Александра, Алексия, Константина, Иоанна пресвитеров (1918), преподобномученика Маврикия и с ним мученика Василия (1937), священномучеников Валента, Александра, Иоанна, Андрея, Петра, Иоанна пресвитеров (1937), священномученика Иоанна пресвитера (1938), священномучеников Василия пресвитера (1942).



