Сегодня, 2 августа, церковь чтит одного из величайших пророков Илию. Единственного ветхозаветного пророка, во имя которого освящаются русские православные храмы. Считается, что ему дана власть разрешать и заключать небо. Услышав раскаты грома, крестьяне на Руси верили, что это его колесница громыхает по небу с ослепительными искрами.
Кто такой пророк Илия
Один из величайших пророков и первый девственник Ветхого Завета, выходец из колена Левиина, родился в Фесвии Галаадской примерно за 900 лет до Рождества Христова. Имя его по-еврейски звучит как Элияху: «Яхве мой Бог». И оно определило всю его жизнь.
Это было время, когда народ еврейский разделился на два царства: Иудею, где правили потомки Давида и продолжали верить в единого Бога Авраама, и Израиль, который стал поклонятся еще и идолам.
Совсем юным Илия ушел в пустыню, где строго постился, непрестанно молился и жил в строгой аскезе. На пророческое служение он был призван Господом в царствование царя Ахава, который вслед за своей женой язычницей Иезавелью сам приносил жертвы Ваалу и требовал этого от всего народа. Это поклонение привело израильтян к полному нравственному разложению.
Илия предсказал Ахаву, что за такое отступничество царство постигнет голод, если народ не обратится снова к богу отцов. Ахав не послушался пророка, и в страну по молитвам пророка на три года пришла засуха. Начались большой голод и мор.
Илия в это время прожил год в пустыне, где его кормили вороны, принося хлеб, и больше двух лет в городе Сарепте у одной благочестивой вдовы, которая страдала вместе с детьми в ожидании голодной смерти. По преданию, по просьбе пророка она приготовила ему опреснок из последней горсти муки и остатка масла. По молитве Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы на протяжении всего голода.
Силою своей молитвы пророк сотворил и другое чудо – воскресил умершего сына этой вдовы.
Вернувшись в Израильское царство, он снова возвестил правителю Ахаву и народу, что их бедствия от того, что они стали поклоняться идолу Ваалу. Чтобы доказать правоту своих слов, Илия предложил сделать два жертвенника — один Ваалу, а другой — Богу.
Принесем жертвы, и если огонь с неба сойдет на жертвенник Ваала, значит, он истинный Бог, а если нет, то идол, — сказал пророк (см. 3 Цар. 18, 21-24).
Сначала сделали жертвенник Ваалу (его также почитали, как божество огня). Набросали дров, закололи быка, а жрецы стали молиться своему идолу: «Ваал, Ваал, пошли нам с неба огонь». Несмотря на многочасовое беснование язычников, никакой огонь с неба не сошел.
После этого Илия построил из 12 камней (по числу колен израильского народа) свой жертвенник, положил дрова, полил их водою, чтобы чудо Господне было очевидней, и стал молиться Богу. И вдруг с неба упал огонь и попалил не только дрова и жертву, но и воду и камни жертвенника. Когда народ увидел это чудо, то прославил истинного Бога и снова в него уверовал.
Тогда пророк Илия умертвил всех жрецов Вааловых и стал молиться о ниспослании дождя. По его молитве небо отверзлось и напоило жаждущую землю.
Фанатичная язычница Иезавель, видя это, пообещала убить пророка Божия. В скорби, что ему не удается искоренить идолопоклонство, Илия бежал в царство Иудейское и просил у Бога себе смерти. У горы Хорив после грозной бури, землетрясения и пламени Господь явился ему «в тихом ветре» (3 Цар. 19, 12) и открыл, что он сохранил семь тысяч верных рабов, не поклонившихся Ваалу. Господь повелел пророку Илии помазать на пророческое служение приемника Елисея.
За свою пламенную ревность о Славе Божией пророк Илия был взят на небо живым в огненной колеснице. Свидетелем этого чудного восхождения был пророк Елисей.
Что еще празднует церковь 2 августа
Также это день обретения мощей преподобномученика Афанасия Брестского (1649), почитания преподобного Аврамия Галичского, Чухломского (1375), священномученика Константина пресвитера (1918), священномучеников Александра, Георгия, Кирилла, Иоанна, Сергия и Феодора пресвитеров, преподобномучеников Тихона, Георгия и мучеников Евфимия и Петра (1930), священномученика Алексия пресвитера (1938), преподобномученика Феодора (1940), Чухломской, или Галичской (1350), Абалакской («Знамение») (1637) и Оршанской (1631) икон Божией Матери.



