Красноярский краевой краеведческий музей 18 мая презентует тактильные копии пяти экспонатов:
- фрагмента древних петроглифов Большой Боярской писаницы, II – I вв. до н.э.;
- Чернышев Л. А., проект главного фасада городского музея, 1912 г.;
- Суриков В. И., картина «Милосердный самарянин», 1874 г.
- Лекаренко А. П., картина «В чуме. За вышиванием парки», 1937 г.
- иконы «Преображение Господне», около 1728 г.
Использование тактильных моделей дает возможность музею стать доступнее для незрячих и слабовидящих посетителей, улучшить их восприятие культурных ценностей.
Трудно осознать, насколько сложно объяснить человеку, который не видит с рождения, что такое солнечный зайчик или как выглядит пожухлая трава. Еще сложнее объяснить незрячему туристу особенности тех или иных архитектурных стилей: пышность и грандиозность барокко или легкость и игривость рококо, — говорит российский незрячий путешественник Владимир Васкевич.
Для того чтобы незрячий человек смог познакомиться с произведениями искусства, есть два инструмента: лаконичное описание визуальной составляющей — тифлокомментирование и тактильные модели.
Но российские музеи не получают на них финансирования. В красноярском музее модели появились благодаря гранту благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» в рамках программы поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд».
Тактильные модели, изготовленные в мастерской Михаила и Ольги Шу, незрячему человеку дают свободу самому интерпретировать произведение искусства, а не полагаться исключительно на интерпретацию зрячего.
Тактильный марафон, посвященный презентациям адаптированных для незрячих и слабовидящих выставок по всей России, был запущен 9 марта 2021 года в Музее изобразительных искусств Республики Карелия. Уже прошли мероприятия в Саранске, Хабаровске, Чите, Абакане, Улан-Удэ, Санкт-Петербурге.
Впереди Красноярск и Коктебель, Пермь и Астрахань. Всего тактильные копии созданы для 11 музеев России.
Фотографии подготовлены пресс-службой фонда «Искусство, наука и спорт».