Впервые обучение глухонемых в Красноярске было организовано в феврале 1920 года. Тогда при местной обувной фабрике появился класс, в котором трудились слабослышащие дети. Его организовал выпускник Петроградского училища для глухонемых Прокопий Палеев.

Первый выпуск, 1929 год
А в 1922 году была официально открыта первая в Енисейской губернии государственная школа для детей с нарушением слуха. В неё стали привозить ребятишек со всех деревень края.

Директор Михаил Михайлович Лыхин, 1966 год. Он входил в первый педагогический состав школы
Педагогический коллектив школы состоял всего из 7 человек. Ребят обучали речи, чтению, письму, счёту и сапожному ремеслу.
Дети сами выращивали для себя овощи на приусадебном участке, пахали на лошадях землю — время-то было голодное. Вскоре жители Красноярска оценили золотые руки глухих ребят, и в школу стало всё больше поступать заказов на пошив и ремонт обуви.

В начале Великой Отечественной войны в здании школы-интерната расположился эвакогоспиталь. Учеников расселили по разным местам.

В 1942 году в поселке Удачный выделили отдельное здание для обучения глухих детей. Это было одноэтажное неблагоустроенное деревянное строение. И со всех уголков края в Красноярск вновь поехали ученики.

В 1962 году была сдана в эксплуатацию новая школа, в которой дети с нарушениями слуха обучаются и сейчас. В то время и педагогам, и детям она казалась настоящим дворцом.

Посадка картофеля. Май 1963 год.
Учителя школы не раз были участниками Всесоюзных педагогических чтений. Их опыт отмечен дипломами и премиями.

Уборка картофеля с пришкольного участка. 1952 год
В годы перестройки в школе были построены новые теплицы, овощехранилище, бойлерная, прачечная.

Виктор Петрович Астафьев в гостях у школьников, 1990-е годы.
Учащихся становилось все больше, интернат уже не мог вместить всех желающих. Был разработан проект отдельного спального корпуса. Но этому начинанию не суждено было сбыться из-за развала СССР.

С 2000 года руководит школой Людмила Владимировна Майорова. За эти годы проектная деятельность прочно вошла в практику работы школы. Она стала одним из условий успешной социализации и адаптации неслышащего ребёнка в обществе.
Сегодня Красноярская школа-интернат № 9 является пилотной площадкой, апробирующей федеральные государственные общеобразовательные стандарты для учеников с ограниченными возможностями здоровья.
Много лет учителя технологии Аркадий Иванович Дубовик, Нина Николаевна Фенская, Ирина Александровна Фенская и Светлана Борисовна Крюкова реализуют практико-ориентированные проекты, продуктом которых становятся настоящие произведения искусства — из дерева, бересты, ткани.
С 2012 года под руководством М. А. Добровольской реализуется проект «Видеостудия – Школа добра». Впервые в России дети с нарушением слуха с экрана телевизора начали рассказывать школьные новости жестами, устно переводили свою речь, кроме того, все сопровождалось субтитрами. В рамках этого проекта сняты фильмы о достопримечательностях Красноярска, о школе, ролики по изучению русского жестового языка для малышей. Эти программы не раз становились лауреатами краевых и региональных фестивалей и конкурсов.
Гордость школы — проект «Столбы. Жемчужина Красноярского края», получивший грант фонда Прохорова. Под руководством заместителя директора по воспитательной работе Светланы Борисовны Беляковой был разработан проект, в котором дети, имеющие разные проблемы здоровья, могли совместно заниматься творчеством и в результате увидеть свои работы на выставке, которая проходила в заповеднике «Столбы».
Вековая история красноярской школы для детей с нарушением слуха показала, что коллектив школы всегда был настоящим созвездием талантов, каждый учитель многогранен в своей профессии. А выпускники, разлетевшиеся по миру, добиваясь больших и малых успехов, стали гордостью школы и наградой за трудный, но такой необходимый учительский труд, — говорят в школе.



