3 сентября в Красноярске открылся юбилейный — ХХ Международный фестиваль «Азия — Сибирь — Европа». Для жителей края это уже традиционное и долгожданное событие. Фестивальные дни приносят в нашу жизнь знакомство с новыми музыкальными направлениями, инструментами и произведениями. А также – с музыкантами из разных частей земного шара. Это раздвигает рамки нашего мира. Сибирь становится ближе и к Европе, и к Азии.
Италия в Красноярске
Первый фестиваль прошел на красноярской земле в 2001 году. Но история его гораздо старше. Как говорит директор Международного фестиваля «Азия — Сибирь — Европа» Лариса Маркосьян, родился он из поездок Красноярского камерного оркестра в Италию. Начались они в 1994 году и сразу принесли знакомство с выдающимися мастерами. Например, Пьеро Беллуджи. Это была счастливая встреча. Он заинтересовался коллективом и приехал в Красноярск. И вдохновил музыкантов своим колоссальным уровнем. Так возникла идея провести первый фестиваль искусств в Красноярске. В нем принимали участие не только музыканты, но и художники, керамисты, фотографы.
Красота Италии, купола Миланского собора, музыканты, с которыми мы выступали, – столько превосходных эмоций было в Италии, что мы захотели поделиться этим с красноярцами, — рассказывает Лариса Маркосьян. – Чтобы люди с таким же воодушевлением приходили в концертный зал. Ведь концерта без публики не бывает. Это единство артистического вдохновения и зрителей. Это то, что создает в концертном зале нечто, ради чего люди ходят на концерт, а артисты выступают на сцене.
На уровне горизонта
Каждый фестиваль привносит в наш музыкальный мир что-то новое. Ведь музыка, как космос – в ней бесконечно много разнообразных языков — направлений и музыкальных инструментов. Все это открывается красноярцам на фестивалях «Азия — Сибирь — Европа».
Так много музыки, которая была написана в 18–19-м веках, но никогда не звучала в Красноярске. Так много сочинений, создающихся ныне живущими композиторами. Это все – как планеты у Маленького Принца. На них обязательно нужно летать, смотреть, знакомиться – раздвигать наши внутренние рамки, — считает Лариса Маркосьян. – Это все равно, что попасть на уровень горизонта. Заберешься на Торгашинский хребет и перед тобой совершенно безграничный вид из тысячи планов. Это и есть музыка. Потому на фестиваль мы привозим разные инструменты и разных солистов. И каждый раз кого-то нового и кого-то полюбившегося. Я рада, что большие артисты, однажды выступавшие на красноярской сцене, возвращаются вновь.
Посвящается Дмитрию Хворостовскому
Как, например, Анна Аглатова, которая буквально взорвала красноярскую публику в 2019 году.
В этом году солистка Большого театра, обладательница уникального сопрано приехала в Красноярск после трехнедельного отпуска. А на сцену вышла после сложного перелета. Но постаралась включить в программу произведения, которые действительно взволновали сибирского зрителя.
У вас такая теплая атмосфера, вы так любите искусство, кроме того, я выступаю в театре, где когда-то начинал Дмитрий Хворостовский, — сказала Анна Аглатова. – Мне до слез приятно.
Анна Аглатова была хорошо знакома с Дмитрием Хворостовским и его семьей и свое выступление в Красноярске на сцене Красноярского театра оперы и балета имени великого артиста посвятила ему.
Программа самая правильная, — отметила певица. – В первом отделении Моцарт и Россини, а во втором – Доницетти и Массне. Это самое красивое и лирическое, что мы могли подобрать. Некоторые вещи трогают до слез. Ближе всего мне ария Манон. Тем более в опере «Манон» есть господин Де Грие, которого пел Дима. В арии Манон – чувства, которые я испытываю от обиды, что Дмитрия Хворостовского уже нет с нами. Мои эмоции переносятся на исполнение арий, в которых есть слова о жизни и смерти, любви и забвении. И если ты это не переживаешь, бессмысленно выходить на сцену – твой зритель не поймет, о чем речь. Ария Манон всего лишь прощание со столиком, но это прощание с жизнью, которая была. И передавая эмоцию композитора, стараешься связать ее с каким-то звеном в своей жизни. Сегодня – это Хворостовский. Это самое важное, самое правильное, что я могу сделать для него на сибирской земле.
Анна Аглатова о нашем городе говорит: «У меня с ним сумасшедшая любовь!».
Я сюда приезжаю уже третий раз, — рассказывает оперная дива. – Сегодня ночью летела в Красноярск и думала: наверное, люди Сибири максимально близки нам, кавказцам. Гостеприимство, которое есть в вашем народе, присуще и нам. То тепло, которое исходит от сибиряков, настолько близко мне, что я, возвращаясь сюда, еще больше влюбляюсь в эту землю и в ее людей. Для меня важно, что на выступление приходят студенты, и у меня есть возможность с ними встретиться. Что так тепло принимают меня солисты Красноярского театра оперы и балета. Между нами нет певческой недолюбви. Жажда общения между певцами – это бесценно!
Анна Аглатова выступила на открытии фестиваля 3 сентября. На концерте она действительно признавалась в любви к городу, краю, всем сибирякам. А публика принимала ее горячо и с благодарностью. Удивительный голос солистки Большого театра в очередной раз очаровал красноярцев.
Благодаря музыке, для которой не существует границ, даже в это непростое время Красноярск остается ведущей отечественной площадкой для творческого диалога звезд классической музыки, — сказал на открытии фестиваля исполняющий обязанности главы Красноярска Владислав Логинов. — Состоявшийся концерт еще больше утвердил меня во мнении, что наш город — уникальное место, где артисты и зрители вместе создают невероятную атмосферу и дарят друг другу частицу своей души. Благодарю всех участников фестиваля и наш замечательный коллектив Красноярского камерного оркестра за поддержку и продолжение традиций.
Звездный дождь в Красноярске
В этом фестивальном году на сцены Красноярска прольется настоящий звездный дождь из музыкантов и солистов Большого театра. Кроме Анны Аглатовой, в краевой центр приехали духовой и струнный квинтеты главного театра нашей страны.
Солисты Большого театра принимали участие в торжественном открытии фестиваля, а также выйдут на сцену малого зала краевой филармонии 5 и 6 сентября.
Мы показываем эти бриллианты разными гранями – с разных сторон, — поясняет Лариса Маркосьян. – И артистам нравится к нам приезжать, потому что они могут продемонстрировать все, что умеют. Некоторые как композиторы исполняют свои сочинения.
С 2016 года фестиваль «Азия — Сибирь — Европа» преподносит нам сюрпризы – мировые премьеры и новые инструменты. Это стало маркой музыкального события.
В прошлом году был ситар и барабаны табла. Звучала мировая премьера «Слияние», которая объединила восточную и европейскую культуры. Как сказал тогда исполнитель классической индийской музыки Николя Делег, «это как две реки, которые с разных сторон вливаются в Енисей и текут одним широким потоком».
А в этом году красноярцев ждет знакомство с восточным струнным инструментом тар – очень самобытным и интересным. На нем будет играть заслуженный артист Азербайджана Алиага Садиев. Еще один гость — Риад Маммадов – пианист из Москвы – сыграет как классический концерт Шуберта и Скрябина (9 сентября), так и представит мировую премьеру своего сочинения «Мугам-сюита» для фортепиано, тара и струнных (10 сентября).
11 и 13 сентября красноярцы смогут услышать легендарный Концертный хор Санкт-Петербурга. А 10 сентября в фанпарке «Бобровый лог» этот коллектив выступит с программой «Музыка не для хора».
Концертный хор Санкт-Петербурга — специальный гость ХХ Международного фестиваля камерно-оркестровой музыки «Азия – Сибирь – Европа». Коллектив под руководством заслуженного артиста России Владимира Беглецова – одна из главных музыкальных визиток северной столицы, известный безупречной творческой репутацией и филигранным мастерством. Хор с мировой известностью горячо принимают в Москве и европейских столицах, в маленьких и крупных городах России. А теперь – и в Красноярске!
Международный фестиваль «Азия — Сибирь — Европа» — это настоящее событие в музыкальном мире Красноярского края и Красноярска. И его нельзя пропустить!
Фото Александра Паниотова