Запрет проставлять за заемщика согласие на любые дополнительные услуги начал действовать в этом году. Соответствующий закон вступил в силу с 30 декабря 2021 года.
Возможно, вы сталкивались с такой ситуацией — подписываете договор, а галочки о согласии на дополнительные услуги уже проставлены, — рассказывает управляющий отделением Красноярск Банка России Сергей Журавлев. — Сейчас такое предварительное одобрение стало незаконным. Касается это не только бумажных договоров, но и электронных. Решение о выборе дополнительных услуг клиент делает самостоятельно. Отказаться нельзя только от обязательных видов страхования по залоговым видам кредита.
Почти 500 жителей края в 2021 году обратились с жалобами на навязывание услуг, которые связаны с договорами потребительского кредитования, в ЦБ РФ.
— Когда человек обращается в банк за кредитом, он находится в состоянии некоторой зависимости от решения кредитора — дадут ему деньги на реализацию его планов или нет, — считает Сергей Журавлев. — В такой ситуации заемщик нередко соглашается на все условия. Бывает и так, что менеджер заведомо вводит в заблуждение, утверждает, что для одобрения клиенту обязательно надо приобрести дополнительные услуги. По закону такой взаимосвязи нет. У заемщика должно быть право выбора — купить услугу или отказаться от нее.
Количество подобных случаев увеличивается: в 2021 году жители Красноярского края направили в Банк России 468 жалоб на навязывание дополнительных услуг финансовыми организациями, а в 2020-м таких было 263.
С конца декабря прошлого года вступила в силу еще одна норма закона — у человека появилось право воспользоваться периодом охлаждения для отказа от любой дополнительной услуги, навязанной при оформлении кредита или займа. Раньше это касалось только добровольного страхования.
Сейчас в течение 14 дней с момента подписания кредитного договора можно отказаться от всех дополнительных услуг, в том числе и нефинансовых — телемедицины, юридических консультаций и т.п.