Сегодня, 10 февраля, в России отмечают профессиональный праздник – День дипломатического работника. Красноярское дипломатическое ведомство отметило юбилей – 20 лет со дня открытия. Журналист газеты «Наш Красноярский край» взял по этому случаю интервью руководителя представительства Артема Захарова.
Дипломат рассказал, в частности, о том, как возглавил представительство МИД в Красноярске, о том, как после службы в Вооруженных силах был направлен в Замбию и три года работал консулом посольства Российской Федерации, о впечатлениях от водопада Виктория, о пляжах Мозамбика и пустыне Калахари в Намибии.
Вот фрагмент беседы нашего корреспондента с дипломатом:
– Остаются ли у дипломата друзья в тех странах, где он работает? Или ваша профессия вообще не подразумевает дружбы?
– Наша профессия подразумевает службу Родине. Нахождение за рубежом непосредственно связано с обеспечением интересов своего государства. Поэтому все контакты, прежде всего, должны носить служебный характер. Но, конечно, человеческие отношения остаются. При этом нужно понимать, что дипломат часто меняет дислокацию. Меняются страны, континенты. И те социальные связи, которые удается сохранить, становятся даже более крепкими.
– Есть ли разница в дипломатических протоколах в общении с представителями различных государств?
– Разумеется. Если мы говорим о дипломатическом протоколе РФ, то протокольная практика едина. Однако мы должны учитывать обычаи и традиции тех государств, с которыми взаимодействуем. Например, принимая представителей исламских стран, мы должны исключить из меню определенные блюда. В Рамадан во время поста мы не можем проводить приемы при свете дня, потому что религия запрещает нашим партнерам принимать в это время пищу. То же относится и к представителям Израиля: в определенные дни мы обязаны предоставить им определенное меню. Есть правила общения с женщинами. К счастью, стран, где права женщин существенно ограничены, сегодня не так много. Однако в ряде государств жестко соблюдается, например, разделение столов на женский и мужской.
Еще один пример. Предположим, происходит трехсторонняя встреча представителей Российской Федерации и государств А и Б. У России с обеими странами отношения хорошие, а между собой у них есть трения. Тут надо очень внимательно отнестись к тому, как рассадить партнеров за столом, как провести протокольную съемку и т. д. На самом деле есть очень много нюансов, которые необходимо учесть, поэтому к каждой встрече мы готовимся индивидуально.
Полный текст интервью можно будет прочитать в одном из ближайших номеров «НКК» и на сайте GNKK.RU.