Одним из наиболее важных индикаторов социально-экономического самочувствия являются розничные цены на товары и услуги. Резкий рост цен свидетельствует как минимум о неблагополучии, если не о полномасштабном кризисе.
С этой точки зрения, 10 месяцев 2020 года оказались значительно лучше, чем можно было ожидать.
Сводный индекс потребительских цен за январь-октябрь текущего года в сравнении с аналогичным периодом 2019-го составил 103,1 процента. Для сравнения, год назад этот показатель был равен 103 процентам. Так что влияние ковид-19 на цены можно назвать минимальным.
Разумеется, в каждой группе товаров есть свои лидеры и аутсайдеры по росту стоимости.
К примеру, в категории «Мясо и птица» наибольший прирост в ценовом весе у баранины – 107,8 процента. А вот мясо кур в сравнении с прошлым годом подешевело – 98,9 процента. Подорожала икра лососевых рыб (113,4 процента). Зато снизились цены на мороженую рыбу (97,2). Что, в общем-то, неплохо, учитывая, что икру среднестатистический гражданин потребляет значительно реже, чем рыбу.
Собственно, так происходит практически во всех продовольственных товарных группах. Подорожали кулинарные изделия из птицы, шоколад, йогурт, хлеб из ржаной муки и из смеси муки ржаной и пшеничной. Подешевели колбаса полукопченая и варено-копченая, творог нежирный, конфеты шоколадные натуральные и с добавками, хлопья из злаков (сухие завтраки).
В категории «Масла и жиры» не подешевело ничего. Но если цена на растительные масла составила 119 процентов к уровню прошлого года, то сливочное масло прибавило всего лишь 1,4 процента.
Рекордсменами по росту цен стали гречневая крупа (147 процентов) и лимоны (124,2 процента). А рекорд по снижению цен установлен огурцами (59,6 процента).
В итоге, несмотря на такой разброс цен, стоимость месячного минимального) набора продуктов питания в среднем по краю увеличилась с начала года на 3,6 процента и достигла 4842,21 рубля.
Интересно, что ровно на 3,6 процента увеличились с начала года и цены на непродовольственные товары. Здесь также можно наблюдать разнонаправленные движения цен: и рост и снижение.
Даже в такой «популярной» сегодня категории, как медикаменты, можно увидеть, что цена препарата «Линекс» составила 125 процентов относительно уровня прошлого года, в то время как цена препарата «Винпоцетин» существенно снизилась – 85,4 процента.
Кстати, рост востребованности «Линекса» в свете коронавирусной пандемии вполне объясним, так как это средство применяется в сочетании с антибиотиками, которые используются для лечения пневмонии.
А вот цены и тарифы на услуги с начала 2020 года увеличились на 1,2 процента, что резко отличается от прошлогодней ситуации, когда с января по октябрь стоимость услуг в среднем увеличились на 5 процентов.
Здесь тоже можно проследить последствия пандемии. В период самоизоляции спрос на многие услуги снизился, и это привело к снижению цен на них. К примеру, подешевел проезд в купейном вагоне скорого фирменного поезда дальнего следования или выполнение работ по облицовке кафельной плиткой.
Впрочем, другие услуги, напротив, подорожали. В частности, проезд в троллейбусе, абонентская плата за пакет услуг сотовой связи, взносы на капитальный ремонт. То есть, то, от чего невозможно отказаться.
В этом смысле абсолютно не удивляет рост тарифов на коммунальные услуги в пределах 5-6 процентов. При этом стоимость аренды квартиры и проживания в гостинице либо почти не растет, либо вообще снижается.
Источник данных: Красноярскстат