Председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев утвердил порядок организации доступа к информации о деятельности судов всех видов. Дело в том, что на местах стали так много вычеркивать из открытых судебных актов, что их публикация порой вообще теряла смысл.
Как поясняют эксперты, проблема возникла из-за того, что в ведомствах установлены очень строгие программы. Именно машины, а не люди, вычеркивали буквально все, что нужно и не нужно. Сейчас программные настройки придется менять.
Безусловно, часть информации так и останется непубличной. Например, адреса участников процесса. Не будут публиковаться дела об изнасилованиях, об ограничении дееспособности гражданина и признании его недееспособным, о принудительной госпитализации гражданина в психлечебницу и т. п.
А вот фамилии осужденных и оправданных, истцов и ответчиков, судей, прокуроров и адвокатов должны быть в открытом доступе. Важное новшество: Верховный суд прямо указал, что нельзя скрывать суммы, присужденные гражданину, в том числе размеры компенсаций морального вреда.
Публикация судебных актов и простота доступа к ним – важная часть открытости правосудия. А без открытости, как не раз говорили эксперты, и независимость суда труднее обеспечить. Ведь когда решения судьи у всех на глазах, ему легче противостоять и соблазнам, и давлению.
Также утверждено положение о порядке размещения информации о внепроцессуальных обращениях, поступивших в Верховный суд страны. При этом в документе объясняется, что считать внепроцессуальными обращениями. Это письменные или устные обращения от организаций, должностных лиц и рядовых граждан, не являющихся сторонами по делу. Кроме того, таким обращением может быть признано и письмо от участника разбирательства, направленное, так сказать, частным порядком, а не в предусмотренной процессуальным законодательством форме. Подобные обращения теперь предаются гласности.