За год заметно увеличилась доля россиян, которые ни на чем не экономят. Если в 2016 году такой ответ давали 11 % опрошенных, в 2017 году – 18 %, то при нынешнем опросе об этом заявили 24 % россиян.
При этом значительно сократилось число граждан, которые признаются в продолжающейся экономии по тем или иным статьям расходов. По-прежнему больше всего респондентов экономят на еде (17 %), но этот показатель сократился более чем вдвое по сравнению с прошлым годом. Каждый восьмой (12 %) заявил об экономии на путешествиях против 30 % аналогичных ответов годом ранее. О продолжающейся экономии на других статьях расходов заявили менее чем по 10 % россиян. Продолжают с осторожностью покупать новую одежду и обувь 9 % респондентов, на развлечениях и деликатесах экономят по 6 % опрошенных, на алкоголе и сигаретах – 5 %, на ресторанах – 4 %. По остальным тратам доля экономящих снизилась до 1-3 %. Таковы результаты покупательской стратегии россиян в предшествовавшем опросу году. То есть уже в 2017 году по сравнению с 2016 годом потребительская ситуация значительно улучшилась.
На первый взгляд, данные цифры выглядят удивительными, реальные частные доходы только медленно начинают выходить в плюс. Однако не все определяется динамикой доходов, считает директор аналитического департамента Альпари Александр Разуваев:
— Дело в индивидуальной оценке россиян своих экономических перспектив и перспектив страны в целом. Если человек опасается потерять работу или просто опасается за свое экономическое будущее, он старается экономить, тратить меньше. Безработица никогда не была главной проблемой российской экономики. С нашей точки зрения, потребительскую уверенность россиянам обеспечила стабильность курса рубля. Постепенно стал забываться валютный кризис конца 2014 года. Именно поэтому мы всегда полагали, что пользы в целом для экономики и общества от сильного рубля намного больше, чем от слабого. Девальвация всегда не самый лучший выбор.
По словам эксперта, экономика России сильно отличается от американской и ряда других экономик промышленно развитых стран. Конечно, уверенность потребителей влияет на внутренний спрос и экономический рост. Однако экономика России по-прежнему экспортная. И цены на товары российского экспорта, прежде всего нефть и газ, более важны для экономики России и особенно доходов бюджета, чем уверенность внутреннего потребителя. Внутренний рынок России слишком мал.