30 ноября 1959 года – официальный день рождения Енисейского народного театра. Однако самодеятельное театральное искусство в бывшей губернской столице имеет более длинную и богатую историю. Достаточно сказать, что первое здание театра появилось в Енисейске еще 165 лет назад – в 1855 году.
Звание народного театра было присвоено уже сложившемуся самодеятельному кружку любителей театрального искусства. Стоит отметить, что участники театрального кружка имели очень хорошую актерскую школу. Определенную роль в этом сыграли сталинские репрессии – Красноярский край в целом и Енисейск в частности стали местом ссылки многих выдающихся деятелей искусства. Так, в 1949-1952 годах енисейским драмкружком руководил выдающийся актер Николай Кузьмин.
В 1937 году за чтение на радио поэмы Маяковского «Хорошо» Кузьмин был арестован органами НКВД. Что не понравилось бдительным чекистам в исполнении Кузьмина, сегодня установить сложно. Но в итоге актер получил 10 лет лагерей и 5 лет поражения в правах.
Находясь в бессрочной ссылке в Енисейске, актер возглавил местный драмкружок. Первым спектаклем, поставленным под его руководством, стала лирическая драма Александра Корнейчука «Платон Кречет». В 1952 году Кузьмин вместе с женой был приглашен в норильский театр, где в то время служили Георгий Жженов и Иннокентий Смоктуновский.
А енисейский драмкружок возглавила ссыльная актриса Ленинградского академического театра драмы Нина Жеромская. Осужденная как якобы член шпионской группы, действовавшей в интересах сразу двух разведок – немецкой и французской, Нина Жеромская в Енисейске удостоилась признания не только театральной общественности, но и официальных органов.
В частности, ей неоднократно объявляли благодарности «за добросовестное и аккуратное отношение к порученной работе…». За постановку лермонтовского «Маскарада» Жеромская как режиссер спектакля даже получила премию в размере 150 рублей. Благодарностью была отмечена постановка спектакля «Под каштанами Праги» по пьесе Константина Симонова. А за подготовку концерта в честь наступления Нового, 1955 года ей объявлена благодарность с занесением в трудовую книжку.
Традиции, заложенные этими выдающимися деятелями искусства, были впоследствии продолжены режиссерами Енисейского народного театра, прежде всего Владимиром Евстифеевым. Именно он вывел самодеятельный коллектив на высокий профессиональный уровень.
Уже в 1961 году на первом Всесоюзном смотре народных театров поставленная Евстифеевым «Любовь Яровая» стала лауреатом конкурса. Успех повторился в 1965 году — спектакль «Именем революции» по пьесе Шатрова получил диплом первой степени на Всесоюзном смотре народных театров.
В 1973 году на конкурсе в Москве театр, возглавляемый Евстифеевым, удивил взыскательное жюри постановкой «Гамлета» и занял первое место среди 50 народных театров.
Театральный коллектив под руководством Евстифеева побывал на гастролях не только в российских городах, но и в Японии и Чехословакии.
Интересно, что, достигнув столь выдающихся успехов в Енисейске, режиссер не почил на лаврах. В 1978 году он принял предложение начать все сначала – организовать театр в только что образованном новом городе – Лесосибирске.
Так Владимир Евстифеев стал отцом-основателем еще одного широко известного не только в крае, но и за его пределами народного театрального коллектива – лесосибирского театра «Поиск». А эстафету у мастера приняла и достойно понесла дальше выпускница Минусинского культпросветучилища Алла Васильева.
На фото: сцена из спектакля Шатрова «Современные ребята». 1963 год. Источник: МКУ «Енисейский районный архив».