Пандемия короновирусной инфекции внесла свои коррективы не только в производство, но и в потребление. По оценке Красноярскстата, оборот розничной торговли в октябре 2020 года составил 49,8 миллиарда рублей, в сопоставимых ценах – 98,6 процента к октябрю предыдущего года. Оценка периода января-октября 2020 года в сравнении аналогичным периодом 2019 года показывает еще большую просадку — 93,7 процента, или 452,6 миллиарда рублей.
В наибольшей степени пандемия сказалась на розничных рынках региона. В настоящее время на территории края функционируют 12 рынков, в том числе 4 универсальных и 8 специализированных.
В сравнении с ситуацией годичной давности, количество торговых мест на рынках в октябре 2020 года сократилось на треть (– 31,3 процента).
При этом, если на универсальных рынках уровень фактического использования торговых мест составил 76,9 процента, то на специализированных — 67,9 процента, что также ниже аналогичных показателей прошлого года.
На общем неблагоприятном фоне наращивают свое присутствие в регионе торговые сети. Если в январе-сентябре сети формировали 31,9 процента общего объема оборота розничной торговли, то в текущем году их доля возросла до 36,8 процента. А в секторе торговли пищевыми продуктами доля торговых сетей составила 42,2 процента (против 38,4 в 2019 году).
Это отнюдь не противоречит общей тенденции снижения оборота розничной торговли. В сложных ситуациях сети обладают большей маневренностью и большими резервами, позволяющими противостоять неблагоприятным факторам.
Зато торговля активно осваивает онлайн-форматы. Причем речь идет не о субъектах малого бизнеса, традиционно более мобильных в освоении новых технологий, а об обычных «традиционных» торговых компаниях. В октябре 2020 года, в сравнении с октябрем 2019 объемы продаж через Интернет по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, выросли в 5,1 раза.
А доля онлайн-продаж в общем объеме оборота розничной торговли этих организаций выросла за тот же период с 0,5 до 2,1 процента. Конечно, пока это весьма малая доля, но при сохранении кратных темпов роста объем онлайн-торговли способен достичь значимых величин уже в самые ближайшие годы.
На фоне спада розничной торговли, диссонансом выглядят показатели торговли оптовой. По сравнению с январем-октябрем 2019 года в текущем году оптовые торговые компании показали рост – 109,9 процента. При этом почти половина всего оборота (49,8 процента) приходится на субъекты малого предпринимательства.
Как и следовало ожидать, значительные потери понес рынок платных услуг населению. 10 месяцев 2020 года показали 85,8 процента объема услуг, в сравнении с теми же десятью месяцами, но прошлого года.
В наибольшей степени сокращение затронуло услуги организаций культуры – 47,6 процента, туристические услуги – 51,6, гостиничные услуги – 50,6, услуги санаторно-курортных организаций – 53,3.
В минимальной степени уменьшился объем таких критически значимых услуг, как жилищные, коммунальные, телекоммуникационные, ритуальные. Также достаточно востребованными остались юридические и ветеринарные услуги, а также услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам.
Среди немногих исключений, показывающих не только стабильность, но даже и небольшой рост – почтовые и курьерские услуги (100,9 процента) и техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования (100,1 процента).