Сегодня новое поколение детей – а это уже дети-аудиовизуалы – привыкли получать информацию из разных гаджетов. При этом они привыкли воспринимать информацию в коротких форматах, что создает дополнительные сложности для учителей. Как учителя справляются с этой ситуацией? Какую пользу принесут электронные учебники учителю и ученику? Эти и другие вопросы обсуждали участники Сибирского образовательного форума, который завершается в Красноярске.
Появление цифровых технологий в учебном процессе для педагога уже не новость: как и в другие сферы, цифровизация неминуемо приходит и в образование. Наиболее знакомый представитель «цифры» – электронная форма учебника (ЭФУ). Задачи, которые она помогает решить и способы ее применения все чаще обсуждают в педагогическом сообществе, выделяя при этом главный вопрос – какую пользу они принесут учителю и ученику?
Такой учебный инструмент обладает множеством различных функций, включая интерактивность и «гибкость» контента (аудио- и видеофайлы к разделам учебника, возможность делать пометки и закладки в учебном материале и т.п.).
— Существует несколько типов восприятия информации – аудиал, визуал, кинестет. Кроме того, специалисты в области информационных технологий и психологи говорят о четвертом типе – аудиовизуал. И это наши дети, которые часто сегодня получают информацию из различных гаджетов. Все эти аспекты сегодня учитывают электронные образовательные ресурсы, – рассказал в своем выступлении кандидат филологических наук, ведущий методист по русскому языку и литературе корпорации «Российский учебник» Олег Бойцов.
По словам эксперта, дети сегодня зачастую способны воспринимать информацию в коротких форматах, дозировано, что усложняет работу учителя литературы. Содержание электронного учебника полностью соответствует бумажному формату, однако позволяет заинтересовать ученика интерактивностью, наглядными иллюстрациями.
– Мотивация ученика на занятиях должна быть не стимулирующей (к примеру, когда он старается, потому что за хорошие оценки обещали вознаграждение), а исходить изнутри: у школьника должен быть интерес от самого процесса работы с заданием на гаджете. А это в свою очередь поможет повысить интерес и к работе с грамматическим материалом, – объясняет эксперт. – Работа с учебным материалом через электронные устройства становится для ученика интереснее, появляется собственная мотивация. В то же время работа с содержательной частью не должна превратиться в регулярное нажимание «кнопок».
Классический учебник является традиционным и универсальным инструментом учителя, в то время как его электронная версия расширяет границы урока, позволяя ученику поработать со всеми типами и видами информации. Например, при работе с электронной версией учебника происходит взаимодействие литературы с музыкой и изобразительным искусством: ученик в рамках урока прослушивает музыкальный фрагмент в учебнике, может «пройтись» по галереям великих художников, находясь на рабочем месте.