Новые образовательно-туристические программы разработали и представили в Красноярском крае. Школьники теперь смогут не только путешествовать по родному региону, но и обучаться, получать навыки и знания в определенных сферах.
Инициаторами внедрения Всероссийской программы «Классная страна» стало федеральное Агентство стратегических инициатив. При поддержке образовательных организаций региона, туристических компаний, органов власти, культурных и спортивных объединений в Красноярском крае удалось сформировать пять программ по трекам «История и патриотизм», «Экология», «Наука», «Культура», «Спорт и здоровый образ жизни».
Сейчас совместный продукт туризма и образования проходит апробирование. Это требуется для доработок и корректировок в будущем. В Красноярске маршрут тестируют не только школьники, но и эксперты АСИ. Для этого выбрали три программы:
- «Красноярск – город гор и лесов» (трек «Экология»);
- «Живая вода Красноярья» (трек «Наука»);
- «Академия столбизма. Чешем по Столбам» (трек «Спорт и ЗОЖ»).
Ребята по окончании маршрута должны попробовать себя в профессии, дальше обязательно должен быть образовательный момент. Что-то они изучают на уроках, обошли, получили практическую деятельность, вернулись в школу — и у них расширилась картинка мира.
Мы это попробовали на себе. Основное, наверное, что транслирует всероссийская программа, — изучать страну не только по учебникам, — рассказывает Павлина Дерксен, эксперт Всероссийской программы Агентства стратегических инициатив «Классная страна».
По ее словам, программа образовательного туризма имеет свою особенность. В данном случае — совмещение сразу двух направлений: образование и туризм.
Это межведомственные союзы: педагоги, органы власти, дети. Мы должны услышать запросы школьников, чтобы идти и создавать эти образовательные маршруты, — подчеркнула она.
Также эксперт отметила, что проект всегда начинается с любви к малой Родине и маленького туризма, так как и в территориях есть такие места, чтобы ими гордиться.
Каждое образовательное путешествие начинают с вводного занятия, где школьники выявят проблему, поучаствуют в постановке целей будущей проектно-исследовательской работы. Для школьников и педагогов — это живое воплощение их идей, возможность проверить свои задумки на практике, «оживить» нитку маршрута своими активностями.
В фанпарке «Бобровый лог» ребята из районов Красноярского края сегодня изучали трек «Спорт и ЗОЖ», где им рассказали про столбистов и показали уникальные объекты фанпарка.
Кроме того, школьникам спасатели показали, как правильно нужно оказывать первую помощь.
От такого уникального обучения школьники получают не только навыки, требуемые в любой сфере, но и понимание профессии.
Так, например, одиннадцатиклассница Альбина из Юрьевской школы (Боготольский район) поделилась с gnkk.ru сразу после мастер-класса по оказанию первой помощи, что в дальнейшем желает поступить в вузы, связанные с силовыми органами, МЧС или в педагогический.
Всероссийская программа «Классная страна» позволила ей увидеть Красноярск, до этого будущая выпускница в краевом центре еще не бывала.
Этот проект — возможность увидеть красоты Красноярска. Лично я в этом году попала в краевой центр в первый раз, потому что не было возможности никак выбраться. Благодаря проекту я впервые приехала сюда и очень рада этому, — рассказала Альбина gnkk.ru.
Еще в августе школьники края представили свое видение туристическо-образовательных маршрутов Красноярья. Десять школьных команд из городов и районов региона работали над концепциями программ познавательных путешествий вместе с педагогами, представителями краевой власти, туроператорами, сотрудниками музеев, заповедников и других знаковых туристических мест края.
Региональная проектная команда из детей и взрослых работала в рамках выездного экспертного десанта всероссийской программы «Классная страна» Агентства стратегических инициатив. В разработке маршрутов участвовала и Альбина.
Мы в команде составили маршрут еще летом, а сейчас я довольна тем, что мы составили. Смотрели больше, как выживать и ориентироваться в местности, так как группа у нас про спорт и ЗОЖ. Хотели как-то привязать даже к ГТО. Так как полный маршрут очень большой — распланирован на три дня, то на один день у нас появился краткий маршрут — постарались вместить туда все яркие места, — говорит девушка.
Такой проект явно будет популярным среди школьников, так как ориентир в данном случае не на победителей каких-то других проектов. Участниками могут стать все желающие, кто попадет в квоты. Но об этом пока говорить рано, так как красноярские программы только проходят апробацию. По итогам работы в крае эксперты АСИ дадут рекомендации по подготовке проектов к очной защите в ноябре и дальнейшей реализации проектов в 2023—2024 учебном году.
В этом же году, пока проект «пилотный», были выбраны десять школ региона. В следующем году количество школ-участниц планируют увеличить. Кроме того, по словам организаторов, потенциал проекта — путешествия и подобные образовательные туристические продукты для школьников между регионами страны.
В чем уникальность «Классной страны» — эти путешествия реализуются в рамках образовательных программ и дополняют их, позволяют в нетрадиционной форме узнать не только предмет, в рамках которого они выезжают, но и провести профориентацию, потому что они знакомятся с разными профессиями. Кроме того, увидеть край и свой родной город.
В целом ранее такого проекта у нас не было, он уникален. Если совсем раньше, то, наверное, можно сказать, что Александр II завершил свое обучение, путешествуя по родным местам. Можно сказать, что это аналог, который мы реализуем здесь, — подчеркнула Надежда Самойлова, методист и эксперт Всероссийского проекта «Классная страна».
Отметим, что мероприятия программы помогают решать задачи национальных проектов «Образование» и «Туризм и индустрия гостеприимства».